В четвертый день конкурса ММКФ будут показаны притча испанского режиссера Мануэля Фернандеса "Кожа земли"( LA PIEL DE LA TIERRA) и драма Дмитрия Месхиева "Свои". Оба фильма посвящены трагическим судьбам людей в дни войны, но если в первом фильме время и пространство абстрактны и обобщены, то картина российского режиссера рассказывает о событиях Великой Отечественной войны без каких-либо поэтических прикрас. Кроме темы, фильмы объединяет наличие прекрасных актерских работ.
В каком времени и в какой стране происходят события фильма "Кожа земли" - неизвестно. Война здесь остается за кадром, но она полностью подчиняет себе всех персонажей картины, заставляя их совершать те или иные поступки.
Молодой парень дезертирует с военного сталелитейного завода. Он скитается по бескрайним полям, пока не оказывается в мистическом селении, населенном странными людьми. С внешним миром эти они общаются при помощи почтовых голубей, которые приносят инструкции от властей. И только иногда по ночам в это место наведываются солдаты, чтобы оставить гроб с убитым, которого нужно похоронить на местном кладбище. Дезертир решает остаться здесь. Поначалу он работает на кладбище, но вскоре его просят отлить церковный колокол - по древнему поверью его звон должен разогнать облака, чтобы Бог увидел ужасы, творящиеся на Земле.
Фильм режиссера-дебютанта Мануэля Фернандеса привлекает поэтическим языком и множеством красивых метафор, умело вкрапленных в контекст истории. Но, к сожалению, хорошо придуманная завязка не получает достойного развития. И, даже, очень хорошая игра актеров не может заполнить сюжетных пустот и снять псевдофилософский пафос картины.
"Свои" Дмитрия Месхиева - это первый русский фильм конкурсной программы ММКФ. Август 1941-ого. Линия фронта ушла на восток. Трое сбежали из плена. Им некуда податься. Кругом - враги. Лес полон страхов. Болота - затягивают. В деревне - Старик. Кто он - свой или чужой понять невозможно. Они полностью в его власти. Их можно убить или сдать в комендатуру. Но один из них - его сын...
Дмитрию Месхиеву удалось снять удивительно пронзительную картину. Блестящая игра актеров Богдана Ступки, Константина Хабенского, Сергея Гармаша, Михаила Евланова, в сочетании с хорошей работой оператора Сергея Мачильского, попадает прямо в сердце зрителю. И только Федор Бондарчук сохраняет обычные интонации ведущего программы "Кресло". И выглядит примерно также, только с чубчиком и в костюме полицейского.