Пилоты Ту-154, разбившегося в Ростовской области, не подавали сигнала о захвате самолета. Как сообщает информационное агентство РИА "Новости", об этом 30 августа заявил министр транспорта России Игорь Левитин, возглавляющий Госкомиссию по расследованию авиакатастроф Ту-134 и Ту-154 24 августа. По словам министра, кнопка включилась "самопроизвольно" из-за замыкания при разрушении конструкций самолета. "Говорить о захвате самолета мы не можем", - подчеркнул министр.
Тем не менее, по словам министра, комиссия по расследованию обстоятельств авиакатастроф уделит основное внимание версии, связанной с обнаружением в обломках самолетов следов взрывчатых веществ. Он отметил, что первоначально комиссия рассматривала все версии, но после заявления представителей ФСБ об обнаружении в обломках самолетов следов взрывчатых веществ переключилась на эту версию.
Министр уточнил, что результаты расшифровки "черных ящиков" не позволяют судить о характере взрывного устройства. Все, что удалось узнать из записей бортовых самописцев - это то, что разрушение самолетов произошло не на земле, а в воздухе, "на крейсерской высоте". По словам Левитина, важно увязать работу технических комиссий на местах с работой специалистов Межгосударственного авиационного комитета (МАК). После этого будут получены точные характеристики взрыва и технические параметры катастроф.
По его словам, для расследования потребуется еще месяц-полтора. После этого выводы комиссии будут доложены президенту России. А представители прессы будут регулярно получать из Госкомиссии информацию о ходе расследования.
Два пассажирских самолета разбились поздно вечером 24 августа. Самолет Ту-154 авиакомпании "Сибирь" выполнял рейс Москва-Сочи, Ту-134 компании "Волга-Авиаэкспресс" - Москва-Волгоград. Оба самолета вылетели из аэропорта "Домодедово". Ту-134 рухнул в Тульской области, а Ту-154 - в Ростовской. В результате авиакатастроф погибли 90 человек.
Начальник Центра общественных связей ФСБ России полковник Сергей Игнатченко заявлял, что в обломках самолетов Ту-134 и Ту-154 эксперты обнаружили частицы взрывчатого вещества. По его словам, в обоих случаях были обнаружены следы гексагена.
В связи с катастрофами Минтранс и МВД России приняли ряд мер по усилению авиационной безопасности. Как рассказал журналистам Игорь Левитин, на днях было подписано совместное распоряжение главы Минтранса и министра внутренних дел "Об организационных мерах по обеспечению безопасности на объектах воздушного транспорта". Оно предусматривает введение в состав досмотровых групп в аэропортах гражданской авиации сотрудников органов внутренних дел на транспорте. Кроме того, отметил Левитин, Минтранс теперь требует от авиакомпаний ставить отметку в билетах о номере паспорта пассажира на внутренних рейсах.
Министр сообщил, что в ближайшее время предполагается во всех авиакомпаниях провести унификацию сбора данных о покупаемых билетах. Особое внимание он обратил на психологическую подготовку сотрудников аэропортов. "Люди, которые занимаются безопасностью, должны быть хорошими психологами, чтобы выявлять неблагонадежных пассажиров", - сказал Левитин.
Глава Минтранса также высказался за совершенствование нормативной базы. В частности, по его словам, необходимо немедленно внести поправки в Воздушный Кодекс и в закон о милиции с целью усиления авиационной безопасности. Кроме того, по словам министра, до конца 2004 года года предполагается принять закон о транспортной безопасности и отдельный закон об авиационной безопасности.