"В кратчайшие сроки ужесточить требования" по предотвращению терактов на воздушном транспорте рекомендовала Минтрансу и МВД Госкомиссии по установлению причин гибели самолетов Ту-134 и Ту-154. Как сообщает информационное агентство ИТАР-ТАСС, в частности, предлагается ввести обязательное проведение психологического тестирования пассажиров и их личный досмотр, "в том числе с применением детекторов обнаружения следов взрывчатых веществ".
Эти и другие меры по повышению уровня безопасности на воздушном транспорте были представлены на заседании Госкомиссии под руководством министра транспорта России Игоря Левитина 23 сентября 2004 года.
Как сообщает информационное агентство РИА "Новости", комиссия предлагает ввести специальные требования к сотрудникам служб авиационной безопасности и сотрудникам органов внутренних дел, участвующим в досмотре авиапассажиров. Кроме того, рекомендовано разработать и внедрить систему обмена информацией между сотрудниками аэропортов и представителями служб, ведущих оперативно-розыскную деятельность, о фактах подготовки террористических актов, а также о лицах, причастных к этому.
Минтрансу России также рекомендовано "подготовить и представить в правительство РФ предложения по государственной поддержке российских аэропортов". Прежде всего это касается обновления технических средств досмотра, в том числе за счет федерального бюджета. В частности, по мнению членов Госкомисии, необходимо оборудовать входы в здания аэровокзалов и аэропортов пунктами для досмотра пассажиров, их багажа и ручной клади, а также всех провожающих и встречающих.
Комиссия предлагает рассмотреть вопрос о создании в аэропортах Российской Федерации ситуационных центров мониторинга для обеспечения контроля и координации деятельности всех служб аэропортов, правоохранительных органов и специальных служб, принимающих участие в обеспечении авиационной безопасности.
Кроме того, Госкомиссия считает необходимым внести изменения в действующее законодательство и нормативные акты, предусматривающие усиление требований к защите гражданской авиации по предотвращению терактов. По мнению Госкомиссии, нужно также ввести сертификацию аэропортов, авиакомпаний и персонала служб безопасности на соответствие требованиям Федеральных авиационных правил и ужесточить уголовную и административную ответственность за нарушение техники безопасности.
Игорь Левитин заявил, что Госкомиссия продолжит работу "до полного завершения выплат материальной помощи родственникам погибших" в авиакатастрофах в Ростовской и Тульской областях.