Многоуровневая система образования, включающая в себя сохранение системы подготовки специалистов (пятилетний курс обучения), аспирантуру и защиту кандидатской и докторской диссертаций, должна быть сохранена. Об этом 9 декабря после заседания правительства РФ заявил журналистам ректор МГУ им. М. В. Ломоносова Виктор Садовничий.
Он отметил, что получение высшего образования по двухуровневой системе, за введение которой выступает министр образования Андрей Фурсенко, не позволяет подготовить полноценного специалиста. "Четыре года - это недостаточный срок для обучения, при этом особое беспокойство вызывает тот факт, что многие студенты предпочитают покинуть вузы как можно быстрее, - сказал Садовничий. - Кроме того, самая высшая научная степень, которую может получить специалист после окончания бакалавриата и магистратуры в соответствии с Болонской конвенцией, предполагающей формирование в Европе единого стандарта высшего образования, - доктор философии, а это не столь значительно, как доктор наук или профессор".
Виктор Садовничий также считает, что введение Болонской системы в России нерационально, потому что в соответствии с ней бакалавриат не предполагает выбора специальности, а в России профильное образование традиционно начинается с первого курса. "В то время как у нас студенты занимаются научными исследованиями на кафедрах, европейский студент получает общие знания по всем предметам, и только на первом курсе магистратуры он выбирает специализацию", - подчеркнул он.
Также ректор МГУ выступил за сохранение разносторонней системы приема в вузы. Помимо Единого государственного экзамена должна быть создана система олимпиад и творческих конкурсов, которые позволят выявлять талантливых абитуриентов, считает он. А за университетами должно остаться право на организацию вступительных экзаменов по решению ученого совета.
К компетенции ученых советов, по мнению Виктора Садовничего, относится и организация учебного процесса. "Будущие работодатели не должны диктовать нам, как учить студентов. Мы должны готовить "фундаментальных" специалистов, а получить практику они всегда успеют", - заявил он.
Виктор Садовничий также не согласился с идеей Минобразования сделать бесплатным обучение только базовой программе: "Уже сегодня в нашей стране 56 процентов студентов платят за учебу частично или полностью. Это абсолютно ненормально". При этом он отметил необходимость увеличения финансирования образования: "В 2004 году на образование потрачено 4,5 процента ВВП. К примеру, из Федерального бюджета МГУ выделено на 2005 год три миллиарда рублей, а все американские университеты получают по три миллиарда долларов в год, а в Европе эта сумма порой доходит и до десяти миллиардов".
Ректор МГУ отметил и необходимость унификации законодательства в области образования и необходимость принятия полноценного кодекса об образовании.