15 февраля Счетная палата РФ выступила с инициативой по регулированию ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов, сообщает в среду газета "Время новостей".
По мнению сотрудников ведомства Сергея Степашина, рост цен на бензин способны остановить создание государственного резерва нефтепродуктов, а также развитие биржевой торговли. При этом параллельно предлагается вернуться к так называемым "балансовым заданиям", от которых российские чиновники отказались в 90-е годы.
В аналитической записке палаты указывается, что "существующая нормативно-правовая база не позволяет органам исполнительной власти оперативно воздействовать на ценовую ситуацию внутреннего рынка нефтепродуктов в периоды повышенного спроса". Таким образом, чиновники предлагают правительству "рассмотреть возможность введения оперативного управления запасами нефтепродуктов, усовершенствовать правовое регулирование биржевой торговли основными видами топлива, а также механизм установления таможенной пошлины на экспорт нефтепродуктов". Кроме того, в записке предлагается "обеспечить целевые поставки нефтепродуктов государственным потребителям, в частности, Минобороны и другим силовым ведомствам".
По сути, поясняет газета, под "оперативным управлением запасами" понимается некий госрезерв, топливо для которого будет закупаться чиновниками, а затем "выбрасываться" на рынок для снижения цен. В то же время "целевые поставки нефтепродуктов" возвращают к системе "балансовых заданий", когда компании должны были обеспечить определенных покупателей на внутреннем рынке, прежде чем экспортировать нефть.
Тем не менее, по мнению аналитиков, предложения Счетной палаты вряд ли будут реализованы в ближайшее время. "Предложение создать резерв стало уже дежурным, - заявил газете аналитик ИК "Тройка Диалог" Валерий Нестеров. - Однако никто никогда не считал, сколько будет стоить воплощение этой идеи в жизнь. Какое количество нефтепродуктов необходимо закупать, во что обойдется эксплуатация хранилищ и поддержание их в рабочем режиме. Пока нет таких данных, вряд ли стоит всерьез обсуждать этот вопрос".
Вместе с тем эксперты полагают, что подобный механизм стимулирует коррупцию. "Не могу исключить, что новые предложения вызваны желанием подрулить бюджетными средствами", - отметил директор Института энергетической политики Владимир Милов.
По данным "Росстата", в течение 2004 года стоимость бензина у производителей поднялась на 33,6 процента по отношению к предыдущему. А только с 1 января по 13 февраля 2005 года средневзвешенные оптовые цены в европейской части России на бензин Аи 92/93 увеличились на 9,97 процента до 13 тысяч 267 рублей за тонну.
Напомним, что на прошлой неделе во многих крупнейших городах страны прошла акция протеста автомобилистов против постоянного подорожания горючего.