Причиной катастрофы Ан-24 в аэропорту поселка Варандей в среду стало то, что командира Ан-24 Виктора Попова при посадке ослепило яркое солнце, и он перепутал взлетно-посадочную полосу с идущей рядом грунтовой дорогой-зимником, пишет в понедельник газета "Коммерсант".
Об этом заявили "Коммерсанту" летчики Нарьян-Марского авиаотряда, которых члены госкомиссии привлекали к расследованию аварии в качестве экспертов. По их словам, Виктор Попов, налетавший более 14 тысяч часов, был опытнейшим летчиком, но не имел представления о специфике полетов в Заполярье. "Летать в Заполярье очень сложно. На земле практически полностью отсутствуют ориентиры - кругом одна белая снежная равнина. В этих условиях ты теряешься: заснеженная тундра сливается с облаками. Летать в таких условиях физически и психологически тяжело, особенно на длинных рейсах", - сказал один из летчиков.
Уфимский летчик Попов, имея прекрасную полетную карту на весь маршрут движения от Уфы до Варандея, плохо представлял расположение взлетно-посадочной полосы в маленьком заполярном поселке. "При заходе на посадку сначала пролетаешь над самим поселком, потом идешь около 5 километров вдоль грунтовой дороги-зимника и только после этого попадаешь на посадочную полосу", - заявил летчик. ВПП, по его словам, в Варандее довольно широкая, расцвеченная красно-желтыми сигнальными огнями, и промахнуться мимо нее трудно. "Но это ночью, когда огни хорошо видны на фоне снега. А в светлый солнечный день сигнальные огни полностью сливаются с отсвечивающим всеми цветами радуги снегом", - сказал летчик в интервью "Коммерсанту".
В день катастрофы самолета погода, как говорят пилоты, стояла на редкость солнечная. Когда самолет заходил на посадку, он оказался как раз над береговой линией Северный Ледовитый океан. Отразившееся от кромки льда солнце ослепило пилотов. В итоге экипаж Ан-24 сориентировался не на дальнюю посадочную полосу, до которой было еще около пяти километров, а на грунтовку-зимник, проложенную от поселка к аэропорту.
По словам летчика, Попов принял только что присыпанный свежим песком и хорошо различимый сверху зимник за ВПП и сел на него. "Зимник довольно широкий, около десяти метров, прямой, ровный и хорошо утрамбованный. У самолета могли бы подломиться стойки шасси, он прополз бы какое-то расстояние на брюхе, остановился, а пассажиры отделались бы ушибами. Но на пути Ан-24 оказались две расположенные примерно в 50 метрах друг от друга кучи песка, из которых как раз подсыпали в это время дорогу. Самолет сначала задел левым крылом одну кучу, подпрыгнул, ударился о вторую и развалился на куски", - заявил летчик из Нарьян-Марского авиаотряда.
Напомним, что самолет Ан-24, перевозивший из Перми группу сотрудников дочерней компании ОАО "ЛУКОЙЛ", разбился в среду днем при посадке в пяти километрах от аэродрома поселка Варандей. На борту самолета находились 52 человека: 45 пассажиров, и семь членов экипажа. 28 человек погибли, остальных удалось спасти.
Межгосударственный авиакомитет (МАК) в понедельник должен получить первые результаты расшифровки бортовых самописцев, доставленных в Москву в пятницу. Руководитель департамента МАКа Владимир Кофман заявил, что говорить о причинах катастрофы пока рано. Однако министр транспорта России Игорь Левитин заявил, что "при прослушивании переговоров в кабине экипажа на этапе захода на посадку информация о неисправностях или отказах авиационной техники самолета не зафиксирована". Основной версией пока считается ошибка экипажа.
Ранее "Интерфакс" со ссылкой на источник, близкий к комиссии по расследования авиакатастрофы, сообщал, что в момент катастрофы самолетом управлял не опытный летчик Виктор Попов, а пилот-стажер, который мог не справиться с управлением при посадке. Подтверждения этой информации из других источников не поступало.