В четверг в Москве в Институте по информационным технологиям в образовании (ИИТО) ЮНЕСКО прошли семинар и круглый стол на тему "Образование в Интернете – перспективный бизнес?", посвященные технологиям и перспективам дистанционного образования (ДО) в России.
На мероприятии присутствовали представители ведущих вузов и отраслевых учреждений, государственных структур, общественных организаций, независимые эксперты, журналисты. Представители вузов и компьютерных компаний рассказали о состоянии сферы ДО в современной России. Ряд выступавших сообщили, что уже несколько лет технологии удаленного обучения внедряются в самых разных областях, причем в некоторых случаях системы ДО российской разработки используются крупными западными компаниями, а также российскими государственными структурами (в частности, был приведен пример системы тренировки экипажей атомных подводных лодок), а также структурами коммерческими (был приведен пример системы распределенной подготовки кадров для "Альфа-банка").
Участники обсуждения отметили, что решения на базе ДО, предоставляемого на платной основе, дают высокую рентабельность, так как требуют небольших затрат на реализацию, а также гибкость, так как позволяют "подстраивать" курсы обучения под конкретные запросы обучаемых, упрощают преподавание "редких" специальностей, и так далее.
При этом было подчеркнуто, что в России существует довольно объемный рынок дистанционных образовательных решений, их применяют многие российские вузы - в частности, представитель Московского государственного института электроники и математики (МИЭМ) Марина Нежурина, специалист по системам ДО, рассказала, что ее вуз уже подготовил около 60 специалистов в Израиле, выдав им диплом о высшем образовании при том, что все обучение проводилось исключительно дистанционно, и это не единственный подобный пример в России.
Вместе с тем, многие участники дискуссии пришли к выводу, что рынку необходимо структурирование и выработка стандартов, так как существующее многообразие решений и их разрозненность мешает стабильному развитию отрасли, расшатывая ее. Кроме того, эксперты по ДО отметили, что при наличии потребности у российской бизнес-среды в квалифицированных кадрах, бизнесмены плохо вкладывают деньги в образовательные технологии, что затрудняет их развитие и, следовательно, образует дефицит высококвалифицированных специалистов на рынке.
Образование через Интернет сейчас активно развивается в странах Запада. Центры ДО созданы в лучших высших учебных заведениях мира, а годовой доход этой сферы рынка в странах, где развит такой вид обучения, оценивается в несколько миллиардов долларов. Так, в США, являющихся сегодня лидером решений ДО, годовой доход достигает 7 миллиардов, в Австралии — 2 миллиарда.
Семинар и круглый стол в ИИТО ЮНЕСКО был организован Региональным общественным центром интернет-технологий (РОЦИТ). Интернет-трансляция мероприятий велась на сайте "Россия от А до Я", в ближайшее время на специальной странице семинара будет опубликована полная стенограмма дискуссии.