Индонезия намерена возобновить закупку вооружений у России. В планах страны, пострадавшей от цунами - купить 12 истребителей Су 27 и Су-30 и нескольких вертолетов Ми-24 и Ми-2. Как считают эксперты, это позволит продержаться на плаву крупнейшему российскому авиазаводу в Комсомольске-на-Амуре.
Как сообщает газета "Ведомости", продажа 12 истребителей - это опцион заключенного в 2003 году контракта на поставку в Индонезию боевых самолетов и вертолетов. Сумма заключенной сделки составляет 192 миллиона долларов. Большую ее часть, 165 миллионов, Индонезия заплатила товарами, в том числе поставила России пальмового масла на 108 миллионов долларов.
Цунами, случившееся в декабре 2004 года, поломало планы стран Юго-Восточной Азии по закупке вооружений. В начале января Минобороны Индонезии объявило, что отложит покупку у России истребителей на срок до трех лет. Но на прошлой неделе начальник штаба индонезийских ВВС маршал Джоко Сойанто попросил парламентский комитет по обороне одобрить выдачу экспортных кредитов на эту поставку. В 2005 и в 2006 годах Индонезия хочет купить по шесть истребителей Су-27 и Су-30, а кредиты, о которых просит Сойанто, составляют 310 и 356 миллионов долларов соответственно.
Индонезийские военные считают, что отложить покупку невозможно - воздушные рубежи страны на востоке, где активно действуют террористы и пираты, не прикрыты. Сегодняшний парк ВВС страны состоит из американских истребителей F-16 и F-5, к которым не хватает запчастей, поэтому боеспособны не более 40 процентов машин. В 1990-е годы США ввели эмбарго на поставку запчастей запретили. После цунами американцы сняли эмбарго только для поставок транспортной авиации.
По мнению редактора Moscow Defense Brief Руслана Пухова "если новых природных катаклизмов не случится, поставки в Индонезию состоятся". А это в свою очередь позволит Комсомольск-на-Амуре авиапроизводственному объединению (КнААПО) продержаться еще полгода-год.
"Но будущее завода зависит от того, насколько успешно продолжатся переговоры с Китаем о закупках новых серий Су-30", - считает Константин Макиенко из Центра анализа стратегий и технологий. Предприятие рассчитывает заключить с китайцами новый контракт на поставку полка истребителей Су-30 и возобновить лицензионное производство в Китае истребителей Су-27.
На новые существенные заказы от российского Министерства обороны предприятие пока не рассчитывает.