Штаб группировки Войск и Сил на Северо-Востоке РФ обнародовал подробности этапов операции по спасению батискафа АС-28, проведенных до прибытия иностранных спасателей. По словам военных, всего за четыре дня было проведено пять этапов операции, передает РИА "Новости".
"На первом этапе - 4 августа - была произведена попытка обследования АС-28 и его освобождения от зацепления с помощью рабочего телевизионного подводного аппарата "Веном". Работы по первому этапу были прекращены из-за выхода "Венома" из строя", - говорится в распространенном пресс-релизе.
Отметим, что об аварии батискафа стало известно лишь 5 августа, когда начался уже второй этап операции. Как говорится в пресс-релизе, на этом этапе было проведено визуальное обследование батискафа с помощью малого телевизионного подводного аппарата "Тайгер". Съемка позволила оценить причины и масштабы аварии.
На третьем этапе, 6 августа, "проводилось траление в районе антенны кормовыми якорями "Кил-168" и тросом с кабельного судна "Бирюса". В результате со дна было поднято несколько кусков кабеля, продувочных шлангов антенны и тросов различного диаметра.
"На четвертом этапе, 6 августа, проведена попытка буксировки АС-28 вместе с антенной в сторону уменьшения глубин по грунту силами двух буксирных судов", - говорится в пресс-релизе. Эта попытка не удалась "в связи с проскакиванием буксирного троса под якорями антенны".
Пятый этап занял конец 6-го и 7-ое августа: военные пытались поднять АС-28 на поверхность вместе с антенной пока к месту работ не подошел корабль с британскими спасателями. "Попытка остропки антенны тросом "Кил-168" и МБ-105" с целью подъема "АС-28" вместе с антенной прекращена в связи с подходом в район спасательных работ специалистов Великобритании с подводным аппаратом "Скорпион", - говорится в документе.
Военные также поблагодарили в пресс-релизе губернатора Камчатки Михаила Машковцева за помощь в спасательной операции. По их словам, глава областной администрации в кратчайшие сроки мобилизовал гражданские транспортные организации для доставки из Елизовского аэропорта спасательного оборудования, присланного иностранными государствами. Кроме того, из резервного фонда губернатора были выделены деньги на топливо для большегрузных машин, которые перевозили спасательное оборудование.
Батискаф АС-28 потерпел бедствие в четверг 4 августа. На борту подводного аппарата находились семеро моряков. 5 августа было решено привлечь к спасательной операции спасателей из Великобритании, США и Японии. Британский и американские самолеты прибыли в Петропавловск-Камчатский 6 августа, они доставили глубоководные аппараты "Скорпион" и технический персонал. Спустившийся к батискафу британский "Скорпион" освободил его от тросов системы берегового наблюдения, которые удерживали аппарат на глубине.