Художники венецианской школы эпохи Возрождения подмешивали в свои краски толченое стекло. Это позволяло им добиваться необычной и трудновоспроизводимой цветопередачи, когда картины, казалось, светятся изнутри.
Это стало понятно после того, как специалист по консервации произведений искусства Барбара Берри из Национальной галереи искусств в Вашингтоне решила изучить под электронным микроскопом полотна великих живописцев. Как сообщает Associated Press, она обнаружила присутствие измельченного стекла в двух картинах Лоренцо Лотто - в красном платье, одетом на Святой Екатерине, и в оранжевом одеянии Иосифа в сцене Рождества.
Стекло было также обнаружено в желтом пигменте, который использовал Тинторетто в картине "Иисус у моря Галилейского".
Ранее считалось, что венецианские художники, стеклодувы и гончары составляли краски каждый по своему рецепту. При этом основные ингредиенты они покупали в аптеках, как это было тогда принято в Европе. Однако Луиза Мэтью из Юньон-колледжа в Скенектади, штат Нью-Йорк, нашла свидетельства, что в Венеции процветала торговля готовыми красками за много лет до того, как эта практика привилась в остальной Европе.
Изучая венецианские архивы, она натолкнулась на список товаров, которыми торговал некий Доменико де Гардиньяно, названный в документах "торговцем красками". Среди этих товаров были и краски с содержанием толченого стекла.
Исходя из этого, Мэтью предположила, что в этой лавке встречались люди разных профессий, и они, возможно, обменивались идеями по поводу улучшения качества красок. Именно это гипотеза навела Барбару Берри на мысль внимательно изучить полотна венецианских живописцев, что и привело к открытию.