Полотна, приписываемые художнику-абстракционисту Джексону Поллоку, проверили на подлинность математическим способом, пишет Nature. Американский физик Ричард Тейлор предложил использовать для этого фрактальный анализ - процедуру, которая возникла в математической теории хаоса.
Тейлор, одновременно с физическим получивший искусствоведческое образование, опубликовал работу о "фрактальной геометрии" картин Поллока. Согласно ей, из множества "случайных линий" на полотне можно выделить "самоподобные узоры", которые считаются главной особенностью фракталов. Это связано с особенностями поллоковской техники письма - художник "разбрасывал" краску без помощи кисти, двигаясь над холстом, а случайное человеческое движение, как и разбрызгивание капель, подчиняется фрактальным закономерностям.
К помощи физика решили прибегнуть после того, как в мае 2005 года были найдены сразу 32 приписываемых Поллоку картины. Эксперты расходятся во мнениях по поводу их подлинности. Между тем, в 2006 году должна состояться масштабная выставка, посвященная 50-летию со дня смерти художника, и ее организаторы нуждались в эспертизе, основанной на точных методах. При этом анализировать химическими средствами краски, как обычно поступают с достаточно старыми картинами, оказалось практически бессмысленно - Поллок пользовался общедоступными материалами.
Тейлор сообщил, что нашел в новых работах "значительные отклонения от поллоковских характеристик". Однако, по его мнению, это не следует расценивать как однозначный вывод, но стоит учитывать при принятии окончательного решения.
Поллока считают одним из самых известных абстракционистов. В 2004 году его работа "Номер 12" стала самой дорогой из проданных на аукционе Christie's - она обошлась покупателю в 11,7 миллиона долларов.