Польская исследовательница Кайся Писарек публикует в журнале ArtWatch UK свое исследование деятельности знаменитого искусствоведа Людвига Бурхарда, одного из самых уважаемых специалистов по фламандскому художнику Рубенсу, сообщает газета The Times.
Кайся заключает, что ряд картин, которые Бурхард в своих экспертизах для частных коллекционеров и для музеев мира приписывал Рубенсу, на самом деле принадлежат перу последователей или же современников великого фламандца. Причем сам Бурхард, подписывая заключения, знал, что они сомнительны.
Так, например, исследовательница нашла документ, в котором некий французский арт-диллер рассказывает о том, как Бурхард в 1954 написал своему другу, что картина "Гедеон, побеждающий мадиамитян", по его мнению, является произведением 17 века, но не принадлежит Рубенсу. Тем не менее, через некоторое время Бурхард дает лондонской коммерческой галерее сертификат, в котором пишет, что картина, несомненно, кисти знаменитого мастера и хвалит ее как особенно удачную работу. После этого "Гедеон, побеждающий мадиамитян" был по достойной цене продан в музей искусств Северной Каролины.
Кайся добилась повторного анализа этой картины экспертами из центра фламандского искусства в Антверпене, которые подтвердили, что полотно не принадлежит Рубенсу. В настоящий момент картина опять выставлена в музее искусств Северной Каролины, однако в графе "автор" значится "последователь Рубенса".
Если польская исследовательница права, и Бурхард неоднократно сознательно выдавал подобные ложные сертификаты, встает вопрос о подлинности около 60 картин Рубенса, находящихся в частных коллекциях и музеях мира.
В частности, опять потребуется экспертиза одной из самых знаменитых находок Бурхарда - картины "Самсон и Далила", которую на протяжении столетий приписывали последователю Рубенса, Яну ван ден Хоеке. В настоящий момент это полотно является одним из ценнейших экспонатов Лондонской Национальной галереи.