В закрытом городе Саров (Арзамас-16), где расположен Федеральный ядерный центр, будет вновь открыт мужской православный монастырь Саровская пустынь. Такое решение, как сообщает сайт GZT.ru, принял в понедельник Священный Синод Русской православной церкви.
Инициаторами возрождения монастыря выступили сами ученые-ядерщики. Возобновление монашеской жизни в Сарове состоится в год 300-летия Саровской пустыни, где подвизался великий русский святой Серафим Саровский. В торжествах в честь юбилея, которые пройдут как в самом Сарове, так и в селе Дивееве, в 20 км от города, где, в Серафимо-Дивеевском монастыре, хранятся мощи Серафима Саровского, с 29 июля по 1 августа, примет участие патриарх Алексий.
Серафим Саровский – один из самых почитаемых святых в православном мире. Серафим, а в миру - Прохор Мошнин, родился в 1759 году в Курске. В 27 лет принял постриг и почти до самой смерти вел отшельнический образ жизни в постоянных молитвах. Незадолго до смерти он стал принимать посетителей и сразу же стал известен на всю Россию. Его знаменитое обращение – "радость моя" – надолго стало символом человеколюбия.
Наместником возрождаемой Саровской пустыни назначен иеромонах Варнава (Баранов), который до этого возглавлял монастырь Флорищева пустынь - в той же Нижегородской области.
Пустынники жили в этих местах с XVI столетия. Имена первых подвижников, спасавшихся в вырытых ими пещерах в саровских лесах, остались неизвестны. Основателем Саровской обители стал иеросхимонах Иоанн (в миру Иван Федорович Попов), который родился в 1669 году в селе Красном под Арзамасом. В 1692 году, примерно через полтора года после первого посещения саровской «горы», Иоанн начал копать на ее склоне пещеру, положив тем самым начало знаменитым саровским подземным кельям и подземной церкви во имя Антония и Феодосия Киево-Печерских. Правила Саровского общежития были самыми строгими, в духе древнехристианских общежительных монастырей. Так, например, была исключена всякая собственность, запрещено есть вне трапезы. Все нужное для жизни приобреталось трудами братии: сами возделывали землю, сеяли хлеб, на жерновах мололи муку, занимались токарным и столярным делом, шили одежду, плели лапти, служившие обычной обувью.
Остатки древних монастырских стен можно увидеть в самом центре города ядерщиков. От бывшей обители к началу перестройки сохранились лишь несколько строений. В 2003 году был восстановлен храм Серафима Саровского, возведенный на месте, где была его келья. В советские времена здесь располагался драмтеатр. Сохранились также корпуса Предтеченского храма, построенного над источником, а также пещеры подземной церкви, часть колокольни. Пока неизвестно, где будет размещаться монастырь, так как часть строений занимают службы Федерального ядерного центра. Необходимо также решить вопрос о доступе паломников к святым местам в закрытом городе.