Причиной, по которой спускаемый аппарат "Союза ТМА-10" с членами экипажа МКС 21 октября 2007 года перешел в жесткий баллистический спуск, стало повреждение кабеля пульта управления космическим кораблем, сообщает РИА Новости со ссылкой на слова руководителя РКК "Энергия" Виталия Лопоты.
"Комиссия по расследованию причин нештатной ситуации закончила свою работу и установила, что причиной баллистического спуска стало повреждение кабеля, соединявшего пульт управления спуском с аппаратурой "Союза", - сказал Лопота. По его словам, РКК "Энергия" приняла все меры к тому, чтобы избежать повторения такой ситуации.
21 октября 2007 года спускаемая капсула корабля "Союз ТМА-10", на которой возвращались члены 15-й экспедиции МКС россияне Федор Юрчихин и Олег Котов (более полугода на орбите) и первый космонавт Малайзии Шейх Музафар Шукор (11 суток на орбите), перешла из управляемого режима в баллистический. Капсула приземлилась в 70 километрах от запланированного места посадки, космонавты испытали перегрузки до девяти единиц.
По словам главного баллистика Центра управления полетами (ЦУП) Николая Иванова, перегрузка была кратковременной и не угрожала здоровью и жизни космонавтов. "Баллистический спуск, в режим которого накануне на участке спуска в атмосферу Земли система управления перевела спускаемый аппарат с космонавтами 15-й экспедиции и первым космонавтом Малайзии, не является нештатным режимом, и перегрузка до девяти единиц, испытанная экипажем и продолжавшаяся около десяти секунд, не угрожала их жизни и здоровью, - сказал Иванов. - Был сбой, но система управления "Союзом" же не только не отказала, а, что принципиально важно, успешно перевела спускаемый аппарат в более надежный режим спуска в атмосферу Земли. Если бы это случилось, не дай Бог, с американским шаттлом, у которого не предусмотрен режим баллистического спуска, то встречать космонавтов пришлось бы ехать с похоронным оркестром".
Разница между баллистическим и управляемым спуском заключается в том, что при управляемом автоматика постоянно ориентирует спускаемый аппарат его плоской нижней частью к земле, что обеспечивает подъемную силу за счет набегающего потока воздуха и минимальные перегрузки для экипажа в четыре единицы, пояснил Иванов. "Спуск по баллистической траектории без участия подъемной силы сравним с падением камня, но если бы мы ему разрешили падать как камню, то перегрузка бы достигла предела, несовместимого с человеческой жизнью. Поэтому спускаемый аппарат мы постоянно подкручивали вокруг своей оси, один оборот он осуществлял примерно за полминуты, что способствовало (переводу) действительно опасной для жизни перегрузки "ноги - голова" в более чем приемлемую перегрузку "грудь - спина" за счет центробежной силы", - сказал главный баллистик.
По словам командира 15-й экспедиции Федора Юрчихина, "закрутка спускаемого аппарата была резкая, жесткая, было сильное вестибулярное раздражение, хорошо ощущавшееся в левом кресле капсулы, в котором я сидел. Перегрузка нарастала постепенно, но была очень приличная - 8,56 единицы. После перегрузки в семь единиц мы перестали докладывать на Землю о самочувствии, чтобы беречь дыхание. Но потери зрения и сознания не было ни у кого из членов экипажа, и мы понимали, что надо было просто перетерпеть".