В первом квартале 2008 года самая высокая зарплата в госсекторе была у чиновников Госкомитета по делам молодежи, сообщила 28 мая "Российская Газета" со ссылкой на Росстат. В месяц они получали более 68 тысяч рублей.
Персонал Конституционного суда получал в среднем 54,7 тысячи рублей на человека, а средняя зарплата в Верховном суде составляла 48,4 тысячи в месяц. Служащие Совета Федерации получали в среднем 46,3 тысячи рублей в месяц, Госдумы - чуть более 42 тысяч. Беднее всех в этой ветви госсектора оказались гражданские служащие Генеральной прокуратуры - им платили всего по 32 тысячи рублей.
Федеральные госорганы платили своим работникам еще меньше. Средняя зарплата в Федеральной миграционной службе составляла 27 с половиной тысяч рублей, в МЧС - 26,6 тысячи. Штатский сотрудник Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков в первом квартале 2008 года получал 25 тысяч рублей. Федеральное агентство по строительству и ЖКХ платило сотрудникам в среднем по 23,5 тысячи в месяц. Бережливее всех оказалось Федеральное агентство по госрезервам - там средняя зарплата составила 23,5 тысячи рублей.
"Коммерсант" отмечает, что даже формальная зарплата в высших эшелонах государственного управления вдвое превышает среднюю по стране. Однако в докладе Росстата указывается буквально следующее: "уровень среднемесячной зарплаты гражданских служащих в центральном аппарате 56 (из 79 отчитавшихся) федеральных министерств, государственных комитетов, служб, агентств был ниже, чем сложившийся в целом по экономике города Москвы (без субъектов малого предпринимательства) — 34177 рублей." Государство проигрывает на рынке труда частному сектору, в результате чего дефицит кадров в центральном аппарате органов власти превысил 15 процентов. Общая численность гражданских чиновников центральных федеральных органов упала с 36,7 тысячи человек в конце 2007 года до 33,9 тысячи в марте 2008 года. Всего по России в этой категории госслужбы на конец 2007 года числилось более 825 тысяч человек, а если учитывать и технических работников, то более полутора миллионов (по данным Росстата на конец 2006 года).
Основной дефицит кадров наблюдается на уровне исполнителей, а не руководства. Наиболее благополучна ситуация в законодательной власти - там не хватает всего около 4,1 процента служащих. В исполнительной и судебной ветвях власти ситуация хуже - дефицит работников составляет 16,6 и 22,9 процента соответственно. Минрегионразвития по данным Госкомстата на конец марта укомплектован лишь на 61,2 процента, Федеральная налоговая служба - на 58,8, а следственный комитет при Генпрокуратуре - всего на 57,3 процента списочного состава.
Эксперты, опрошенные "Коммерсантом", связывают дефицит кадров в судебной и исполнительной властях с низким уровнем образования. При существующем в России перепроизводстве юристов их навыков не удовлетворяет требованиям работы в этих ветвях власти. Количество руководителей вполне достаточно, а ведущих специалистов, начальников министерских департаментов и отделов - не хватает. Недостатком персонала федеральные ведомства также обязаны постоянной реорганизации и большой текучке низшего состава. Выпускники ВУЗов приходят на госслужбу с намерением получить опыт работы и через пару лет продолжить карьеру уже в частном бизнесе, где им будут готовы платить в два-три раза больше. Спрос на сотрудников с опытом государственной службы очень велик.
Также показательно, что если в целом по стране мужчины составляют лишь 29 процентов госслужащих, то на федеральном уровне их уже 42 процента, а в правительстве РФ на 23 министров-мужчин приходятся лишь две женщины.