Исследовательница из Университета Западной Австралии разработала технологию, которая позволит защитить картины от подделок. Как сообщается в пресс-релизе на сайте университета, полотна будут нести уникальную химическую подпись, которую невозможно стереть. Коротко результаты работы приводит портал Science Alert.
Химик Рейчел Грин (Rachel Green) в течение пяти лет создавала "рецептуру" смеси химических веществ, которые составят химическую "подпись". Чтобы создать смесь реагентов, она определяла следы некоторых химических веществ, присутствующих в используемых художником красках. При синтезе "коктейля" соотношение веществ слегка менялось.
Созданную Грин смесь художник, желающий защитить свои картины, может добавить в краски. Кроме того, бесцветный "коктейль" можно распылить на уже созданные полотна.
Первым художником, который воспользовался новой технологией, стал австралиец Фредди Тиммс (Freddie Timms).
Вопрос подлинности картин является весьма актуальным для искусствоведения. К настоящему времени было разработано несколько способов сделать это. Например, химики сравнивают состав пигментов красок, которые были использованы для создания подлинных и спорных картин. Однако такой метод позволяет определить дату создания картины (если у ученых есть данные о том, когда те или иные краски поступили на рынок), а не авторство.
Часть методик были разработаны "прицельно" для полотен того или иного художника. Так, в 1997 году американский физик Ричард Тейлор (Richard Taylor) обнаружил, что некоторые элементы картин художника Джексона Поллока строятся по принципу самоподобия. Однако позже группа американских исследователей доказала, что оно встречается не во всех полотнах Поллока. Кроме того, ученые показали, что существуют картины, принадлежащие кисти других авторов, которые "по формальным признакам" должны быть приписаны Поллоку.