Крупнейшая в России алмазодобывающая компания АЛРОСа временно ушла с международного рынка алмазов и стала продавать все сырье в Гохран, сообщает ПРАЙМ-ТАСС со ссылкой на источник в компании. Это было сделано для того, чтобы поддержать стоимость алмазов в условиях глобального финансового кризиса. Аналогичным образом поступила международная алмазодобывающая компания De Beers, значительно снизив продажи.
С ноября 2008 года Министерство финансов России и АЛРОСа занимаются формированием стока алмазов (запас сырья для последующей продажи) на сумму в два миллиарда долларов. 19 января 2009 года сайт газеты "Ведомости" сообщал, что Гохран потратил 170 миллионов долларов на выкуп алмазного сырья у АЛРОСы, "Нижне-Ленского" и "Североалмаза". Кроме того, у "Кристалла" были куплены алмазы на миллиард рублей.
По информации Минфина, в 2008 году Гохран потратил на скупку сырых алмазов около 200 миллионов долларов. Из этой суммы в федеральном бюджете утверждены траты на 130 миллионов долларов. При этом 170 миллионов долларов были выделены на дополнительную закупку сырья. Ранее план закупок алмазов в 2008-2010 годах предполагал закупку Гохраном алмазов и других драгоценных камней на сумму в 3,69 миллиарда рублей, однако позже лимит был увеличен до 9,5 миллиарда рублей.
Спрос на алмазы на мировом рынке постоянно сокращается из-за резкого снижения объемов продаж изделий с бриллиантами в США и Европе. В середине ноября 2008 года Всемирная федерация алмазных бирж обратилась к алмазодобывающим компаниям всего мира с просьбой снизить объемы поставок своей продукции. 17 декабря стало известно, что АЛРОСа запланировала снизить объемы поставок алмазов в 2009 году на 30 процентов.
АЛРОСа является одной из крупнейших в мире алмазодобывающих компаний. Она контролирует 25 процентов мирового рынка алмазного сырья. Предприятия АЛРОСы добывают 97 процентов всех российских алмазов, а сама компания оценивает собственные запасы сырья в 110 миллиардов долларов. В 2008 году добыча алмазов АЛРОСой в стоимостном выражении составила 2,33 миллиарда долларов.