Американская компания Instrumentation Technology Associates (ITA) требует от NASA компенсацию за сорванный из-за гибели шаттла "Колумбия" эксперимент. Об этом сообщает портал Space.com.
ITA занимается биологическими и медицинскими исследованиями, в частности, поиском лекарства от рака. Одной из областей интересов компании является изучение урокиназы - фермента, участвующего в растворении тромбов крови.
На борту шаттла "Колумбия" находилось принадлежавшее ITA оборудование для производства в условиях невесомости кристаллов данного фермента высокой чистоты. Теперь ITA обвиняет NASA в том, что дорогостоящий эксперимент провалился из-за халатности руководителей агентства, которые не позаботились о сохранности обломков "Колумбии". Свой ущерб Instrumentation Technology Associates оценивает в восемь миллионов долларов.
Дело в том, что после падения на землю модуль с оборудованием уцелел. Однако официальные лица NASA не позволили представителям компании немедленно получить доступ к обломкам. Вместо этого остатки шаттла были помещены на хранение в ангар в космическом центре Кеннеди.
В результате, через три месяца без надлежащего температурного режима все кристаллы урокиназы, пережившие падение, разрушились. При этом руководители NASA в течение всего времени хранения получали сообщения от своих сотрудников о том, что обломки шаттла необходимо срочно перевести в здание с контролируемым температурным режимом, чтобы сохранить уцелевшие остатки экспериментов и оборудования.
Для NASA дело усугубляется тем, что агентство уже ранее нарушало договоренности с ITA. Так, в 1996 году между компанией и агентством был подписан договор о том, что в течение последующих пяти лет NASA обязуется провести на орбите восемь экспериментов по выращиванию кристаллов урокиназы. До 2001 года, однако, в невесомости был проведен всего один опыт. За нарушения этого соглашения компания хочет отсудить у агентства еще 12 миллионов долларов.
Шаттл "Колумбия" разрушился во время входа в атмосферу 1 февраля 2003 года. Все восемь астронавтов, находившиеся на борту, погибли. Согласно выводам комиссии, причиной катастрофы стало нарушение защитного покрытия челнока во время его старта.