Ученые из Королевского университета в Канаде доказали, что современные механизмы ликвидации разливов дизельного топлива убивают больше рыбы, чем сами разливы. Об этом сообщается в пресс-релизе, опубликованном на сайте университета. Статья ученых появилась в журнале Environmental Toxicology and Chemistry.
В настоящее время одной из основных методик борьбы с разливами дизельного топлива является добавление к нефтепродуктам детергентов - поверхностно-активных веществ, которые уменьшают поверхностное натяжение на границе воды и топлива. В результате последнее вместо пленки образует капли, которые легче смешиваются с водой и, спустя некоторое время, разлагаются.
Подобная методика снижает опасность для живых организмов, обитающих на поверхности, например, птиц. В новой работе исследователям удалось установить, что опасность для рыб при использовании этой технологии, наоборот, возрастает.
Ученые интересовались, как загрязнение воды углеводородами влияет на развитие зародышей радужной форели (Oncorhynchus mykiss). В частности, ученые изучали тяжесть вызываемых присутствием в воде углеводородов заболеваний желточного мешка - органа питания и дыхания у зародышей.
Исследователям удалось установить, что пленка нефтепродуктов на поверхности оказывает минимальное влияние на развитие зародышей. При этом при добавлении детергента опасность для них возрастает почти в 100 раз. По словам исследователей, это объясняется тем, что мелкие капли дизельного топлива оказываются распределены по всей толще океана.
Ученые полагают, что теперь при разработке методов борьбы с разливами необходимо учитывать тот вред, который наносит популяции рыбы возможная дисперсия нефтепродуктов в воде.