Историк-любитель Линн Пикнетт (Lynn Picknett) и художница Лилиан Шварц (Lillian Schwartz) выдвинули гипотезу, что Туринская плащаница подделана Леонардо да Винчи, причем различимое на ткани лицо - это полученная методами XV века "фотография" автора "Джоконды". Документальный фильм об этой теории покажет вечером в среду, 1 июля 2009 года, британский телеканал Channel Five, а краткое изложение доводов Пикнетт и Шварц приводит The Daily Telegraph.
Авторы гипотезы утверждают, что да Винчи сумел при помощи сульфата серебра и используемой как камера-обскура темной комнаты запечатлеть собственное лицо на ткани плащаницы. Схожесть между отпечатанным на плащанице лицом и автопортретом Леонардо открыла Лилиан Шварц, которая еще в 1980-х создала сенсацию, сравнив черты "Моны Лизы" и ее создателя и указав на их подобие.
По версии создателей фильма "The Da Vinci Shroud - Revealed", да Винчи должен был подделать плащаницу с тем, чтобы новая "реликвия" заменила старую, тоже поддельную. В 1453 году ее купили представители влиятельной Савойской династии, и на полвека плащаница исчезла из поля зрения современников. Когда она появилась перед верующими вновь, то это уже была работа да Винчи.
Газета The Daily Telegraph приводит комментарий одного из противников гипотезы Пикнетт и Шварц - директора колорадского Центра по изучению Туринской плащаницы профессора Джона Джексона. Он указывает, что изображение плащаницы впервые встречается на медальоне XIV века, почти за сто лет до рождения Леонардо. Кроме того, не существует никаких прямых доказательств, что художник вообще имел хоть какое-то отношение к реликвии.
В 1988 году при помощи радиоуглеродного анализа Туринскую плащаницу датировали 1260 - 1390 годами. Эту дату оспаривают и противники, и сторонники подлинности плащаницы: ткань так сильно загрязнена, что ее возраст может быть как намного больше, так и намного меньше. Ватикан официально не признает плащаницу подлинной, однако считает ее важным напоминанием о страстях Христовых. В 2010 году ее в очередной раз покажут верующим.