Александр Ведерников, главный дирижер Большого театра, объявит на миланских гастролях, которые начинаются 13 июля 2009 года, о своей отставке. О причинах ухода Ведерников рассказал в пространном интервью "Эксперту".
"Я становился все более неудобным для действующей администрации. Она меня путем множественных нарушений моего контракта потихоньку лишала полномочий - то есть возможности эти полномочия реально и эффективно применять. И где-то к осени прошлого года я решил, что не хочу себя с происходящим ассоциировать, и сам отошел от тех областей, в которых администрация должна, по идее, согласовывать свои действия с творческим руководством. Я не уверен, что поступил правильно, - но в силу некоторой брезгливости иначе не мог. И вот сейчас количество действий, совершенных поверх моей головы, превысило некую критическую массу. И я решил: проведу эти гастроли - и уйду", - объяснил Ведерников.
В качестве примеров он привел два обстоятельства: во-первых, увольнение сотрудника, занимавшегося вместе с главным дирижером творческим планированием, и наем на это место "довольно одиозного" другого человека, во-вторых, лишение Ведерникова возможности назначать все составы исполнителей. Эти полномочия были переданы руководителю оперной труппы.
Ведерников не стал отрицать, что затянувшаяся история с ремонтом исторического здания Большого театра тоже повлияла на его уход: "Мне абсолютно наплевать, когда здание откроют, лишь бы в результате реконструкции его сделали действительно хорошо. Но возобладала другая точка зрения: надо спасать… Обратного хода в процессе реконструкции нет, если один раз испортишь - то и все, хана. Я решил иметь к этому как можно меньше отношения ". Он пояснил, что со сменой "хозяев" на стройплощадке, то есть с приходом на нее московских властей произошло следующее: не перезаключен контракт с немецкой компанией "Мюллер-ББМ", которая должна была отвечать за акустику реконструируемого здания. "Вместо них ["немцев"] уже хозяйничает НИИ стройфизики, который в Москве построил Дом музыки и Новую сцену Большого театра - скандальное с точки зрения акустики здание", - констатировал Ведерников.
В интервью "Эксперту" Ведерников подчеркнул, что его решение об уходе - это, кроме всего прочего, попытка привлечь внимание к проблемам как Большого театра, так и музыкального театра в России вообще. Главный дирижер ГАБТ полагает, что вся система музыкальных театров нуждается в реформировании: "Вместо того чтобы вбухивать деньги в лежащие на боку оперные театры по всей России, надо сделать, чтобы они были устроены одинаково. Чтобы там не было фиксированной оперной труппы. Где есть балет - там есть, где нет - там и не надо. Оркестр и хор - в каждом. Чтобы система проката была не репертуарная, чтобы они могли координировать свои действия, согласовывать графики, делить расходы на постановки. Чтобы певцы, которые там поют, были лучшими певцами со всей страны. Чтобы была естественная система творческих лифтов - как была она в дореволюционной России… Необходимо найти сообразную юридическую форму существования театра".
Александр Ведерников получил назначение на пост главного дирижера - музыкального руководителя Большого театра в 2001 году. Он осуществил около десятка новых постановок, включая "Адриенну Лекуврер", "Турандот", "Детей Розенталя", "Войну и мир", "Евгения Онегина", "Бориса Годунова", "Сказание о невидимом граде Китеже". При нем симфонический оркестр ГАБТ начал активно концертировать, появился совместный абонемент театра и московской филармонии.
Гастроли Большого театра в Милане продлятся до 17 июля 2009 года.