Российская монополия РЖД предложила правительству перестать субсидировать доставку одних товаров за счет других, что предполагает полное изменение методики расчета тарифов на грузовые перевозки. Об этом пишет газета "Ведомости".
Сейчас все грузы, которые перевозит РЖД, разделены на три класса, а тарифы на их перевозку формируются исходя не из себестоимости услуги, а из цены самих грузов. Кроме того, государство устанавливает около 250 скидок для перевозки грузов по различным направлениям. В докладе, подготовленном компанией McKinsey по заказу РЖД, предлагается перейти на систему ценообразования на основе затрат на организацию конкретной перевозки.
Государство сейчас также урезает запросы РЖД об индексации тарифов. Так, в 2009 году монополия просила поднять их на 11,4 процента, а получила лишь 8-процентное повышение. В 2010 году компания сможет повысить тариф на 9,4 вместо 11-11,5 процента. При этом государство выдает РЖД субсидии: в бюджете на 2010 год на это заложено 50 миллиардов рублей.
Подобная политика, по мнению РЖД, приведет к уменьшению инвестиций в отрасль, что, в свою очередь, ведет к необратимым последствиям для состояния железнодорожной инфраструктуры России.
Федеральная служба по тарифам уже пообещала, что проведет анализ предложения монополии до конца 2010 года.
РЖД несет убытки из-за экономического спада в России, который отрицательно влияет на пассажироперевозки и грузоперевозки компании. Так, железнодорожные грузоперевозки снизятся на 15,4 процента по сравнению с 2008 годом, а на докризисные объемы перевозок РЖД выйдет не раньше 2012 года. Падение перевозок ранее заставило РЖД сократить инвестпрограмму почти вдвое - до 247 миллиардов рублей с 433 миллиардов.
РЖД является оператором инфраструктуры железных дорог в России и одной из крупнейших транспортных компаний мира. РЖД полностью принадлежит государству и отвечает за 2,5 процента ВВП России.