Комиссия по аэрокосмической безопасности (Aerospace Safety Advisory Panel - ASAP) при Конгрессе США опубликовала ежегодный отчет, в котором действия NASA и будущие программы агентства оценены с точки зрения безопасности астронавтов и экономической рентабельности. В числе прочих выводов комиссия рекомендовала не продлевать миссию шаттлов после 2010 года (некоторые эксперты считают, что агентству не стоит отказываться от космических челноков так скоро).
Полный текст отчета в формате pdf можно скачать здесь. Краткое содержание документа приведено на сайте NASA.
Еще один вывод комиссии - NASA не стоит отказываться от разработки текущих космических программ до того, как агентство оценит и взвесит все преимущества и недостатки альтернативных вариантов. Опасения, что NASA прекратит работы над некоторыми миссиями связаны, в частности, с трудностями, возникшими при реализации программы "Созвездие". Она предполагает создание новых ракет-носителей и кораблей, которые придут на смену шаттлам. При разработке нового космического транспорта инженеры столкнулись со множеством непредвиденных трудностей и вынуждены были сократить его функциональность. Подробнее о том, какие проблемы предстоит решить NASA, чтобы разработать новые корабли, можно прочитать здесь.
В отчете за 2009 год основное внимание было уделено оценке пилотируемых программ Американского космического агентства. Так, члены комиссии отметили, что до сих пор ни одна из частных компаний, занимающихся разработкой космических аппаратов, не имеет достаточной квалификации для выпуска кораблей, пригодных для пилотируемых миссий. При этом разработка ракет-носителей и грузовых кораблей продвигается достаточно успешно. Так, в июле 2009 года частная компания SpaceX стала первым негосударственным предприятием, самостоятельно запустившим на орбиту спутник. До ноября 2010 года SpaceX планирует отправить к МКС космический "грузовик".
Решение о создании ASAP было принято в 1967 году после катастрофы космического корабля "Аполлон-1". Во время наземных испытаний на борту "Аполлона" начался пожар, и все члены экипажа погибли. После катастрофы шаттла "Колумбия" в 2003 году Конгресс обязал ASAP ежегодно представлять ему свои отчеты.