Президент США Барак Обама поддержал министра обороны Роберта Гейтса, пообещав наложить вето на решение Конгресса продолжить финансирование альтернативного двигателя F136 для перспективного истребителя F-35. "Я полностью поддерживаю позицию министра Гейтса по вопросу второго двигателя F-35", - говорится в заявлении Обамы, опубликованном на сайте Белого дома. По словам Обамы, Гейтс подтвердил эффективность своей политики по пересмотру многих военных проектов.
Пентагон на протяжении последних нескольких лет не оставляет попыток закрыть программу создания F136. По оценке Министерства обороны США, двигатель является лишь дополнительной статьей расходов и от его создания Пентагон никакой выгоды не получит. Между тем Конгресс поддерживает F136 поскольку считает, что создание альтернативного двигателя приведет к конкуренции между разработчиками основной силовой установки F135, компанией Pratt & Whitney, и F136 - консорциума General Electric/Rolls Royce. Считается, что в результате цены на конечную продукцию значительно снизятся.
Ранее Гейтс неоднократно заявлял, что если Конгресс вновь включит финансирование F136 в военный бюджет, он будет рекомендовать президенту Бараку Обаме наложить вето на это решение.
Между тем F136 продолжает набирать как сторонников, так и противников. В частности, создание двигателя уже поддержали Палата представителей Конгресса США и Комиссия Палаты представителей по делам вооруженных сил. Последняя предложила финансировать проект за счет программы разработки F-35. Против двигателя F136 выступают Комитет по делам вооруженных сил Сената США и Научно-исследовательская служба Конгресса США.
Споры вокруг F136 в 2010 году ведутся наиболее активно по нескольким причинам. Во-первых, они являются открытым противостоянием Конгресса и Пентагона на фоне обещания Гейтса добиться закрытия программы любыми средствами. Во-вторых, в ноябре 2010 года должны состояться выборы в Конгресс, в ожидании которых обострилась политическая борьба между демократами и республиканцами.
Разработка двигателей для F-35 уже подходит к завершению. В частности, Pratt & Whitney уже передала разработчикам F-35 последний экземпляр из первой опытной партии двигателей F135. В середине февраля Lockheed Martin, создающая F-35, получила первый серийный F135. Компания также объявила о готовности открыть масштабное серийное производство F135. General Electric, создающая альтернативный двигатель для F-35, в марте 2010 года отчиталась о завершении испытаний форсажных режимов на F136.