Ученые показали, что активность мозга людей, которые слушают понятную им речь, синхронизируется с активностью мозга говорящего. Работа исследователей опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. Здесь можно скачать текст статьи в формате pdf. Коротко о ней пишет портал ScienceNOW.
Долгое время считалось, что речь и восприятие речи - это два совершенно независимых процесса, за которые отвечают разные зоны мозга. Специалисты полагали, что речь контролирует участок мозга под названием зона Брока, а в процессе распознавания и понимания речи принимает участие область Вернике. Однако в более поздних исследованиях было показано, что деятельность этих двух регионов коры во многом пересекается.
Авторы новой работы решили проверить, как именно происходит активация различных зон коры у говорящего и слушающего. Ученые записали 15-минутный рассказ девушки-добровольца, одновременно регистрируя изменения активности ее мозга при помощи магнитно-резонансной томографии. Затем исследователи предлагали 15 добровольцам, мозг которых также сканировался, прослушать записанную историю.
Оказалось, что у слушающих во многих случаях активировались те же области мозга, что и у рассказчицы, однако их "включение" происходило на несколько секунд позже, чем у нее. Кроме того, в некоторых местах истории активация у слушателей происходила немного раньше, чем у автора истории. Ученые объясняют это опережение тем, что испытуемые угадывали, что сейчас будет сказано.
Чтобы исключить возможность активации мозга в ответ, например, на звуковое раздражение, ученые дали англоговорящим добровольцам прослушать 15-минутную историю, произнесенную на русском языке. В этом случае активация различных зон коры у говорящего и его слушателей происходила асинхронно.
Коллеги авторов по-разному восприняли их работу. Часть специалистов положительно оценили методику и результаты исследования, а часть сочла, что для окончательного подтверждения сделанных выводов необходимо провести запись активации мозга говорящего и его слушателей в режиме реального времени.