Депутаты Госдумы предложили внести поправки в действующее законодательство, которые ограничат максимальную долю какой-либо авиакомпании на внутреннем рынке 25 процентами. Газета "Коммерсантъ" пишет, что депутаты также предлагают допустить на внутренний рынок иностранных перевозчиков в случае, если российские перевозчики не будут справляться с потоком пассажиров. До сих пор прецедентов допуска иностранцев на внутренний рынок авиаперевозок в мире не было.
Сейчас в России нет авиаперевозчиков, занимающих более четверти внутреннего рынка. На долю "Аэрофлота", крупнейшей авиакомпании страны, приходится около 15 процентов внутрироссийских перевозок. На втором месте расположилась "UTair" с 13 процентами рынка, а на третьем - "Сибирь" (12,5 процента).
В "Аэрофлоте" утверждают, что после вступления России в ВТО данные поправки не позволят "Аэрофлоту" конкурировать с другими крупнейшими мировыми авиакомпаниями. В 2010 году компания перевезла чуть более 11 миллионов пассажиров, тогда как трафик Lufthansa или Air France превышает 50-60 миллионов пассажиров в год. При этом в своих странах они занимают до 60 процентов рынка авиаперевозок.
Разработчики законопроекта уверены, что отсутствие необходимой нормативной базы в области авиационного бизнеса приводит к "нездоровому конкурентному рынку в области внутренних перевозок". Так, на внутренних направлениях, где была лишь одна авиакомпания, цены за прошлый год выросли на 50 процентов, тогда как на тех направлениях, где присутствовало несколько перевозчиков - на 8 процентов.
Эксперты, опрошенные изданием, указывают, что привлечение иностранных перевозчиков на внутренний авиарынок России противоречит Воздушному кодексу и межправительственным соглашениям в области авиационного сообщения. Более того, подобной практики не существует ни в одной стране мира.