Ученые установили, что акустика таких венецианских церквей как собор Святого Марка и церковь Иль Реденторе лучше подходила для музыки того времени, чем считалось до сих пор. Свои результаты ученые доложили на конференции Американского акустического общества, которая в настоящее время проходит в Сан-Диего, а их краткое изложение приводится на сайте мероприятия.
Известно, что в XVII веке венецианские композиторы использовали ряд инновационных на тот момент приемов - полифонию, многоголосье в хоре (принцип этой музыки был coro spezzato - противопоставление разных частей хора). Вместе с тем, музыка исполнялась обычно в разного рода церквях, где акустика для такой музыки совершенно не подходит, например, из-за эха.
В рамках нового исследования ученые построили компьютерную модель собора Святого Марка и церкви Иль Реденторе. Используя ее, они проанализировали распространение звука в помещении. В результате было установлено, что время реверберации (характеристика скорости затухания звука), например, в соборе Святого Марка, составляет 7 секунд (в Реденторе чуть больше). Подобное время должно было "смазывать" любую полифоническую музыку.
Вместе с тем, оказалось, что акустические свойства собора, украшенного к празднику - музыкальные премьеры обычно происходили именно по праздникам - значительно меняются. В это время внутренности собора увешивали разного рода полотнами, а сами они заполнялись людьми (все эти факторы учитывались в модели). Так, например, оказалось, что время реверберации в том же Святом Марке сокращалось как минимум в два раза.
Ученые также смоделировали, как звучала бы конкретная композиция (за основу была взята студийная запись) в украшенном и обычном соборе Святого Марка.