Польские эксперты обнаружили следы взрывчатых веществ на месте катастрофы самолета польского президента Леха Качиньского под Смоленском. Информацию об этом газете Rzeczpospolita подтвердил генпрокурор Польши Анджей Серемет (Andrzej Seremet).
Следы тротила и нитроглицерина были обнаружены на 30 пассажирских сиденьях, в месте соединения крыльев самолета с фюзеляжем, а также на земле среди обломков. Газета пишет, что повторная экспертиза была проведена месяц назад, так как польскую сторону не устроили выводы российского эксперта-взрывотехника.
Впоследствии исследования на месте катастрофы проводили польские следователи, однако предоставленных им материалов оказалось слишком мало для однозначных выводов. При повторной экспертизе использовались некое современное оборудование, причем приборы показали избыток следов взрывчатки.
Польская сторона пока не выдвинула гипотезы о том, как следы тротила оказались на обломках самолета. По одной из версий, взрывчатка на месте катастрофы оказалась из неразорвавшихся боеприпасов, оставшихся со времен Второй мировой войны, когда в окрестностях Смоленска шли тяжелые бои.
Представитель польской генпрокуратуры Матеуш Мартынюк (Mateusz Martyniuk), заявил, что его ведомство выработает позицию в связи с результатами экспертизы в ближайшие дни. Информация о взрывчатке также была доведена до сведения премьер-министра Дональда Туска.
Пресс-секретарь правительства Польши Павел Грась (Pawel Gras) заявил польскому телевидению, что кабинет министров будет принимать решение в зависимости от выводов прокуратуры, пишет Gazeta Wyborcza. Грась также не исключил, что работа правительственной комиссии по изучению причин катастрофы будет возобновлена, если обнаружатся новые существенные факты.
Президент Польши Лех Качиньский и сопровождавшие его лица погибли в авиакатастрофе под Смоленском 10 апреля 2010 года. Межгосударственный авиационный комитет пришел к выводу, что президентский Ту-154 разбился из-за отказа его экипажа уйти на запасной аэродром в условиях сильного тумана. Польская комиссия также отметила, что при планировании полета были допущены нарушения с обеих сторон, а у экипажа были недостатки в летной подготовке.
В правых политических кругах Польши распространена версия о том, что катастрофа была подстроена с целью устранения Качиньского, но официальной поддержки эта теория не получила.