Первым покупателем акций РЖД станет Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Как в номере от 4 февраля пишет газета «Ведомости» со ссылкой на неназванные источники, такая идея обсуждается в правительстве. Предполагается, что ЕБРР купит пять процентов ценных бумаг железнодорожной монополии.
Один из источников издания сообщил, что окончательного решения еще не принято. При этом представители РЖД и ЕБРР не подтвердили газете эту информацию.
Сколько ЕБРР может заплатить за акции РЖД, не сообщается. В середине ноября прошлого года глава РЖД Владимир Якунин оценивал четверть акций железнодорожной монополии в 280 миллиардов рублей. Таким образом, за всю компанию государство могло бы выручить чуть более триллиона. До этого президент РЖД неоднократно говорил, что приватизацию РЖД можно отложить и сначала продать лишь небольшой пакет.
Главным способом продажи ценных бумаг железнодорожной монополии считается вывод на биржу (IPO), однако чиновники неоднократно заявляли, что в ближайшее время этого не произойдет. Так, в конце прошлого года заместитель министра транспорта Алексей Цыденов говорил, что в 2013 году РЖД не будет готова к IPO. При этом Цыденов отмечал, что пять процентов бумаг РЖД могут быть проданы ВЭБу или другому институциональному инвестору.
Европейский банк реконструкции и развития был создан в 1991 году 61 страной для поддержки экономики в развивающихся странах, в первую очередь Восточной Европы после распада социалистического лагеря. Принадлежащий государствам инвестиционный банк активно вкладывает деньги с частные компании в России. Так, в транспортном секторе ЕБРР принадлежит несколько пакетов акций: 9,2 процента в крупнейшем владельце контейнеров РФ «Трансконтейнер» (контрольный пакет — у государства) и 3,7 процента в транспортной группе Fesco («Дальневосточное морское пароходство»).