Авиабаза Южного военного округа в Краснодарском крае получила первую партию из десяти штурмовых самолетов Су-25СМ3, сообщает РИА Новости. Поставка новой техники осуществляется в рамках гособоронзаказа. Параллельно в ЮВО проводится переобучение летного состава на управление новым типом самолета; к настоящему времени уже 60 процентов служащих прошли переподготовку.
Первые плановые полеты на Су-25СМ3, как ожидается, состоятся во второй половине февраля 2013 года. В настоящее время на всех поступивших на краснодарскую авиабазу машинах проводятся регламентные работы. По словам представителя ЮВО, Су-25СМ3 является глубокомодернизированной версией Су-25. Он способен поражать малоразмерные подвижные и неподвижные наземные цели «без визуальной видимости днем и ночью».
Новый самолет оснащен системой спутниковой навигации ГЛОНАСС, которая позволяет запрограммировать конечную точку на карте с точностью до десяти метров. Эта же система позволит летчикам действовать независимо от наземных служб поддержки. В кабине пилота установлен многофункциональный дисплей. По оценке военных, боевая эффективность модернизированного Су-25 возросла в три раза.
В конце 2012 года в России началось серийное производство глубоко модернизированного штурмовика Су-25; этот самолет должен был получить новый индекс. При этом уточнялось, что речь не идет о версии Су-25СМ, до которой к 2020 году планируется модернизировать 80 штурмовиков (к настоящему времени, военные получили уже более 30 модернизированных самолетов такой версии).
Сообщалось, что штурмовик с новым индексом получит улучшенный комплекс радиоэлектронной борьбы «Витебск-25», прицельно-навигационный комплекс, позволяющий применять управляемые ракеты Х-29 класса «воздух-поверхность», корректируемые бомбы с телевизионным наведением КАБ-КР и авиабомбы с коррекцией по ГЛОНАСС. Кроме того, самолет предполагалось оснастить новой системой связи с дальностью действия до тысячи километров и возможностью шифрования.
Глубокая модернизация Су-25 также должна была получить новую электронно-оптическую тепловизионную камеру, дублирующую уже имеющиеся оптические и радиоэлектронные системы поиска и наведения. Модернизация самолета позволит ему поражать укрепленные объекты противника за пределами досягаемости его системы противовоздушной обороны.
Между тем, Министерство обороны России 17 февраля 2013 года намерено выбрать проект перспективного штурмового самолета, который должен будет заменить все имеющиеся Су-25. Ожидается, что новый самолет будет создан на базе учебно-боевого Су-25УБ, в котором место второго пилота будет занято дополнительным топливным баком. Боевой радиус этого штурмовика составит тысячу километров. Самолет сможет выполнять полеты на высоте до 11 тысяч метров.
По предварительным данным, новая глубокая модернизация Су-25 получит оптическую, лазерную и тепловую систему СОЛТ-25, благодаря которой сможет поражать не менее четырех целей с одного захода. Грузоподъемность нового штурмовика составит около шести тонн. На самолет также предполагается установить радар с активной фазированной антенной решеткой. Производство перспективного штурмовика планируется запустить не позднее 2020 года.