Физики Национальной ускорительной лаборатории SLAC в США восстановили всю партитуру оперы Луиджи Керубини «Медея». На Phys.org сообщается, что ученые использовали метод рентгеновской флюоресценции и смогли увидеть нотный стан и нотные знаки, зачеркнутые углем.
«Медея», основанная на древнегреческой трагедии, является самой известной оперой итальянского композитора, который большую часть свой жизни прожил во Франции. Премьера «Медеи» состоялась в 1797 году в Париже, и оперу встретили тепло.
Оригинальная партитура сохранилась до наших дней, однако фрагменты финальной арии (Du trouble affreux qui me dévore), занимающие около полутора страниц, были плотно закрашены углем. Таким образом, на протяжении 216 лет никто не знал, как изначально она звучала. Существует версия, что критики сочли ее немного затянутой, и кто-то, вероятно, сам композитор зачеркнул часть партитуры.
Исследуя нотные записи с помощью рентгеновской флюоресценции, ученые смогли увидеть все элементы: нотный стан, сделанный чернилами с цинком, ноты, написанные чернилами на основе железа, и слой угля.
Керубини (1760-1842) написал свыше 30 опер. Он был одним из основателей Парижской консерватории, около 20 лет ее возглавлял. Творчество итальянца, поддерживавшего идеи Великой французской революции, высоко ценил Бетховен.