Под действие закона о борьбе с пиратским распространением фильмов, который рассматривается Госдумой, могут подпасть поисковики. Об этом «Ленте.ру» рассказал пресс-секретарь «Яндекса» Очир Манджиков.
Манджиков указывает, что в редакции законопроекта, подготовленной ко второму чтению, добавлена «настолько расплывчатая формулировка, что отнести ее можно к кому угодно — и к поисковым системам, и к добросовестным ресурсам, и просто к людям, которые разместили где-нибудь ссылку на предположительно незаконно размещенный контент».
По всей видимости, речь идет об определении информационного посредника, прописанном в законе. Под ним в свежей редакции документа понимается «лицо, осуществляющее передачу материала в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе в сети "Интернет", лицо, предоставляющее возможность размещения материала или информации, необходимой для его получения с использованием информационно-телекоммуникационной сети, лицо, предоставляющее возможность доступа к материалу в этой сети». Правообладатели могут потребовать от информационного посредника, если тот не несет ответственности за нарушение авторских прав, удалить или заблокировать доступ к пиратскому контенту.
В заявлении пресс-секретаря «Яндекса» отмечается, что новая версия законопроекта «еще хуже» предыдущей редакции. По его словам, законодатели проигнорировали все поправки интернет-отрасли, «которые могли бы добавить в механизм регулирования немного здравого смысла».
В частности, Очир Манджиков раскритиковал положение о предварительных обеспечительных мерах защиты исключительных прав на фильмы. В законе говорится, что правообладатель может обратиться в суд с просьбой принять меры, которые предотвратят распространение спорного контента. Если суд согласится заблокировать эти материалы, у заявителя будет 15 дней на то, чтобы подать соответствующий иск. В таком случае спорный фильм будет заблокирован до тех пор, пока суд не рассмотрит иск.
Представитель «Яндекса» считает, что сначала правообладатели должны направлять уведомление о нарушении соответствующему информационному посреднику. И только в случае, если тот не примет меры по ограничению доступа к спорным материалам, правообладатель должен обращаться в суд за обеспечительными мерами.
Кроме того, законопроект предусматривает блокировку сайтов в случае, если их владельцы откажутся удалять видео, которое суд признает нарушающим авторские права. «Яндекс» настаивает, что блокироваться должен только конкретный материал по прямой ссылке, а не весь ресурс.
Руководитель юридической службы Mail.Ru Group Антон Мальгинов в комментарии «Ленте.ру» также раскритиковал новую редакцию законопроекта. Он подчеркнул, что документ не учитывает предложений интернет-сообщества и может стать препятствием для развития российской интернет-индустрии.
В редакции законопроекта, принятой 14 июня в первом чтении, речь шла о защите авторских прав на любой контент, размещаемый в Сети. Однако ко второму чтению сферу действия документа сузили, оставив только фильмы. Депутаты пообещали рассмотреть меры по защите других видов интеллектуальной собственности осенью.
Законопроект о борьбе с пиратством был внесен в Госдуму вечером 6 июня. «Яндекс», Google, Mail.Ru и Российская ассоциация электронных коммуникаций раскритиковали инициативу и предложили свои поправки. Депутаты пообещали учесть предложения интернет-отрасли ко второму чтению.
До того, как парламентарии начали рассматривать этот законопроект, Министерство культуры подготовило свою версию инициативы по защите авторских прав. Одна из первых ее редакций содержала требования к поисковикам удалять ссылки на пиратские ресурсы и повышать в выдаче позиции легальных источников контента. После критики интернет-сообщества Минкультуры отказалось от этого положения. Подготовленный ведомством документ в Госдуму внесен не был.