Психологи из университета Фрайбурга в США опровергли расхожее представление о том, что направленный в глаза собеседника взгляд повышает шансы прийти к обоюдному соглашению. Эксперименты показали, что скорее можно добиться обратного эффекта и что прямой зрительный контакт повышает внушаемость только у тех, кто и так был согласен с говорящим. Подробности со ссылкой на статью ученых в журнале Psychological Science приводятся в сообщении Ассоциации психологических исследований.
Первый опыт показал, что число поверивших оратору было меньше среди тех, кто смотрел видеозапись выступления и больше внимания уделял глазам говорящего. Психологи использовали систему отслеживания взгляда и пришли к выводу, что расхожее мнение об убедительности глаз скорее не соответствует действительности. Чтобы проверить это заключение, они провели второй эксперимент и показали ту же запись двум группам добровольцев. Одним ученые сказали следить за глазами, другая же группа больше внимание уделяла губам: в результате число поверивших речи было выше среди смотревших на губы.
При этом исследователи отмечают, что среди и так согласных с оратором эффекта не наблюдалось. Ученые считают, что прямой зрительный контакт в разных ситуациях интерпретируется психикой по-разному. Если человек слушает того, кто высказывает схожее мнение, то в таком случае конфликта разных точек зрения не предвидится и потому взгляд в глаза воспринимается как скорее дружественный или нейтральный. В то же время ораторы, высказывающие непопулярные среди аудитории тезисы, подсознательно могут считаться слушателями в качестве противников, чей взгляд будет рассматриваться как угрожающий.