Параметры федерального бюджета на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов в том виде, в котором его внесло в Госдуму правительство, недостаточны для выполнения так называемых «майских указов» президента Владимира Путина. Об этом говорится в материалах Счетной палаты, направленных в Госдуму.
В документе отмечается, что часть доходов бюджета на ближайшие три года недостаточно обоснована. В частности, в контрольном органе считают, что бюджет может недополучить 380,1 миллиарда рублей налога на прибыль и 2,143 триллиона рублей НДС в 2014 году в случае изменения прогноза по ВВП и ряда других макроэкономических показателей. Кроме того, государство может недосчитаться 71,9 миллиарда рублей экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, поставляемые в страны Таможенного союза. Это произойдет, если чиновники не смогут договориться с другими членами альянса по вопросам беспошлинной торговли сырьем.
В Счетной палате считают, что существуют риски и в части обеспечения необходимых темпов экономического роста (три процента в 2014 году, 3,1 процента в 2015-м, 3,3 процента в 2016-м; прогноз Минэкономразвития). Риски связаны с низкой эффективностью инвестиций в основной капитал, возможным сокращением инвестиционных программ компаний, связанных с возведением инфраструктуры, невысоким ростом реальных располагаемых доходов населения и потребительского кредитования.
В целом в Счетной палате отмечают, что надежность и достоверность прогнозов, заложенных в бюджете, вызывают подозрение, поскольку в последние годы реальные цифры в итоге не совпадали с прогнозами правительства.
По российским законам, Счетная палата оценивает параметры бюджета на следующий год перед тем, как финансовый документ рассматривает Госдума. В парламент бюджет из правительства поступил 30 сентября.
Ранее сообщалось, что бюджет на 2014 год претерпел существенные изменения по сравнению с федеральным бюджетом на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов. Это связано с тем, что правительство решило в условиях снижения темпов экономического роста перераспределить часть расходов, часть — перевести в закрытую секцию бюджета, а часть — сократить. В частности, всем федеральным ведомствам было дано задание снизить расходы на 5-10 процентов.