Голландский дизайнер и изобретатель Даан Розегарде, ранее предложивший светящуюся в темноте автомобильную дорогу, заключил соглашение с властями одного из китайских городов. Розегарде намерен провести в городском парке испытания своей системы, которая будет бороться со смогом путем удаления частиц сажи электрическим полем. Подробности со ссылкой на сообщение дизайнера, сделанное на Dutch Design Week 2013, приводит Phys.org и ряд других источников.
Дизайнер недавно открыл второе отделение в Шанхае, однако для испытания своей системы выбрал именно Пекин, уровень загрязнения воздуха в котором заметно выше шанхайского. Так в 2011 году проведенные Всемирной организацией здравоохранения измерения показали, что частиц сажи с размером около 10 микрометров в пекинском воздухе содержится около 121 микрограмма на кубометр против шанхайского показателя в 81 микрограмм на кубометр (в момент написания новости в Москве станции наблюдения показывали от 40 до 120 микрограмм на метр кубический). Частицы размером меньше десяти, но больше 2,5 микрометров выделяют в отдельный класс загрязнений, поскольку они уже (в отличие от более крупной пыли) оседают в легких и могут представлять угрозу для здоровья.
Розегарде предлагает использовать для борьбы с ними принцип, который применяется в промышленных фильтрах, притяжение частиц электрическим полем. По заверениям Розегарде, система из помещенных под поверхностью земли медных катушек будет создавать электрическое поле, которое безвредно для здоровья в силу своей слабости и при этом все же способно ускорять осаждение пыли. Дизайнер утверждает, что его разработка была проверена при участии специалистов из Делфтского технологического университета и показала свою эффективность в масштабах небольшого помещения размерами 5х5 метров.
В интервью De Zeen Розегарде признал, что пока что остается неясным то, с какой высоты его испытанная в небольшом помещении система сможет собирать пыль. Он рассчитывает, что формирующий низкий слой пекинский смог удастся с помощью нового устройства прижать к земле и так или иначе избавиться от него: например, путем концентрации и сбора взвешенных частиц для утилизации.
На то, чтобы смонтировать оборудование и проверить его в деле, Розегарде рассчитывает потратить от года до полутора лет. Непосредственно на сайте студии Розегарде о проекте пока ничего не сказано.
Помимо сугубо дизайнерских проектов (один из которых, Crystal, был показан в России в 2013 году) Розенгарде известен идеей «умных дорог». Такие дороги представляют собой автомобильные шоссе с люминесцентной разметкой, и в перспективе их планируется оснастить индукционной системой подзарядки проезжающих электромобилей. Первая такая дорога должна была быть построена к концу 2013 года.