Для поддержания эффективного движения на магистралях без случайных заторов автомобили предложили оснастить «смотрящими назад» радарами. Такие аргументы привел в своем исследовании (.pdf) профессор электротехники и информатики Бертхольд Хорн (Berthold Horn) из Массачусетского технологического института (MIT), сообщается на сайте вуза.
Чтобы поддерживать стабильный транспортный поток, как говорится в работе, недостаточно контролировать только расстояние до впереди идущего автомобиля, как это делают современные системы круиз-контроля на базе электромагнитных и лазерных радаров. Для регулирования процесса торможения и ускорения таким образом, чтобы не мешать другим машинам, он предложил также следить за теми автомобилями, которые двигаются сзади.
В исследовании в качестве главной проблемы рассматриваются так называемые случайные заторы — когда одна резко затормозившая (без столкновения) машина приводит к «каскадному» торможению остальных. В таких случаях, говорится в работе, как водители, так и автоматические системы управления автомобилем, не учитывают то, как они влияют на позади идущие машины и последующую дорожную обстановку.
Предложенным вариантом решения проблемы является постоянный контроль за тем, чтобы расстояние до впереди идущей машины равнялось расстоянию до автомобиля, следующего сзади. Подобная система управления движением, как описано в работе, значительно снизит последствия резкого торможения одной машины в потоке — дальнейшая «волна торможений» быстро угаснет за счет заранее выбранных и поддерживаемых расстояний между автомобилями.
Наиболее оптимальным способом внедрения таких систем, по мнению Хорна, стала бы установка двух (переднего и заднего) бортовых радаров на всех (или большинстве) автомобилей. Менее дорогостоящим вариантом реализации, добавил он, могут стать системы, которые оценивают расстояние и скорость по данным от видеокамер (видеорегистраторов и парковочных камер).
Ранее исследователи уже предлагали наладить механизм борьбы с пробками на основе информации о движении, которую автомобили будут передавать друг другу. В таких системах, которые назвали кооперативным адаптивным круиз-контролем, информация между автомобилями передается при помощи беспроводных технологий.