Подразделение Skunk Works американской компании Lockheed Martin намерено разработать новый гиперзвуковой беспилотный летательный аппарат, который предполагается использовать для выполнения задач разведки, рекогносцировки и наблюдения. Об этом в интервью изданию Flightglobal заявил руководитель гиперзвуковых проектов Skunk Works Брэд Леланд. По его словам, новый аппарат, который получил обозначение SR-72, сможет развивать скорость до шести чисел Маха (до 6,9 тысячи километров в час).
«Наши конкуренты работают над новыми технологиями малозаметности. Наш проект более эффективен, чем малозаметность. Дело в том, что при подлете на большой высоте и скорости противники просто не смогут перехватить аппарат, подобный нашему. Пока они нас обнаружат и попытаются перехватить, мы уже пролетим», ─ рассказал Леланд, отметив, что в двигателях SR-72 будут использоваться новые технологии, которые позволят им эффективно работать на скоростях в диапазоне от нуля до шести чисел Маха.
Сегодня существующие турбореактивные двухконтурные двигатели способны работать на скоростях полета до 2,2 числа Маха. При этом гиперзвуковые прямоточные реактивные двигатели устойчиво работают на скоростях не менее четырех чисел Маха. Перспективные двигатели SR-72 будут сочетать в себе технологии как турбореактивных двуконтурных, так и гиперзвуковых прямоточных реактивных силовых установок.
По словам Леланда, Lockheed Martin и компания Aerojet Rocketdyne уже разработали технологию, которая позволяет обычным двигателям F100 или F110 (оба типа стоят на истребителях F-15 Eagle и F-16 Fighting Falcon) кратковременно преодолевать скоростной рубеж в 2,2 числа Маха. При этом созданный в рамках проекта гиперзвукового летательного аппарата FHTV-3 создан гиперзвуковой прямоточный реактивный двигатель, способный включаться и эффективно работать на скоростях менее трех чисел Маха.
Подробности обеих технологий Леланд не раскрыл, но отметил, что они могут быть использованы в силовых установках SR-72. Предварительная разработка проекта SR-72 ведется Skunk Works в инициативном порядке. Переговоры с властями США и министерством обороны о государственном финансировании проекта уже состоялись, но результатов пока не дали. Без бюджетного финансирования проект беспилотника рискует остаться на бумаге.
До настоящего времени единственным летательным аппаратом, поставившим рекорд скорости в 3,2 числа Маха при прямом полете, был американский разведывательный самолет SR-71 Blackbird, снятый с вооружения в 1998 году. В нем использовались турбореактивные двигатели J58 изменяемого цикла, которые при преодолении скоростного порога в 2,5 числа Маха переходили в режим гиперзвукового прямоточного двигателя, отводя воздушный поток от компрессоров, камеры сгорания и турбины и переводя его сразу в форсажную камеру.