Автомобили предложили использовать для массового сбора метеорологической информации о количестве осадков в различных регионах. С такой инициативой выступили немецкие исследователи в серии публикаций, последняя из которых представлена в журнале Hydrology and Earth System Sciences Европейского союза наук о Земле.
Получать информацию об интенсивности дождя или снега авторы работы планируют, фиксируя количество срабатываний стеклоочистителей (дворников) или считывая показания установленных на ветровом стекле датчиков дождя. Эти сведения, привязанные к местности по координатам автомобильной навигационной системы, будут транслироваться в метеорологические центры для анализа.
В последнем исследовании ученые в лабораторных условиях построили графики зависимости срабатываний дворников и импульсов датчиков дождя от количества осадков. Самая качественная зависимость (с наименьшим разбросом данных относительно линейного графика) была получена, когда скоростью работы стеклоочистителей управлял находившийся в машине человек.
Использование датчиков дождя, которые устанавливаются на ветровом стекле и определяют количество осадков по изменению коэффициента преломления света, дало менее показательные результаты. Оказалось, что стандартные датчики требуют дополнительной калибровки. Сложнее всего предсказать количество осадков ориентируясь на движение дворников, управляемых автоматической системой, которая, в свою очередь, сама ориентируется на показания датчиков.
В своей предыдущей работе немецкие исследователи провели компьютерное моделирование будущей автомобильной метеорологической системы. Анализ показал, что даже неточные данные, полученные от большого количества автомобилей, позволяют составить более качественные и актуальные карты осадков, чем экстраполяция точных данных сети стационарных метеостанций.