Группа энтузиастов и популяризаторов астрономии представила панорамные изображения, которые мог бы получить советский спускаемый аппарат «Марс-3». В основе этих панорам лежат реальные данные о рельефе планеты в месте посадки.
Ранее любителями космонавтики был найден сам «Марс-3». Аппарат удалось разглядеть на снимках со спутника NASA MRO в кратере Птолемея и открытие энтузиастов подтвердили затем сотрудники американского аэрокосмического агентства, специально сделавшие повторный кадр под другим углом. Так как снимки обладали достаточно высоким разрешением для обнаружения «Марса-3», их удалось использовать для создания трехмерной модели местности.
Трехмерная карта высот на основе спутниковых данных была построена Даниилом Толкачевым, а сама модель места посадки вместе с визуализациями была сделана пользователем blackhand911. На изображениях представлен как вид на аппарат от третьего лица (модель марсианского зонда перед этим сделали по фотографиям участники специального конкурса), так и панорамы, которые должен был передать «Марс-3».
Изображение: blackhand911
Результат работы любителей астрономии и космонавтики уже прокомментировали ученые. Планетолог ГЕОХИ РАН Александр Базилевский (его комментарий приводится в поступившем в «Ленту.ру» сообщении от астроблогера zelenyikot) сказал, что видимая на панорамах возвышенность представляет собой вал 18-километрового кратера Реутов, западнее которого был найден спускаемый аппарат. Ученый добавил, что «если бы такая панорама была получена в 1971 году, очевидно, что ее исследователи могли бы сделать лишь самые общие выводы о природе поверхности. Например, говорить о наличии равнинной местности и воздымающейся над ней возвышенности и рассматривать гипотезы вероятного происхождения этих ландшафтов».
«Марс-3» был запущен в 1971 году. Спускаемый аппарат впервые в истории совершил на планете мягкую посадку, но успел проработать менее 15 секунд. Он передал на Землю данные, которые часто ошибочно считают «первой панорамой Марса»: полторы строчки пикселей. Анализ этой информации позволяет предположить скорее сбой приборов, чем реальный снимок поверхности (хотя оборудование на борту и могло делать такие снимки).