Российские эксперты авангарда раскритиковали выставку «Русский авангард: от кубофутуризма до супрематизма», которая проходила с 30 ноября 2013 года до 23 февраля в Доме Мантеньи в Мантуе. Как пишет The Art Newspaper Russia, специалисты полагают, что на этой выставке были представлены поддельные картины.
В Италии экспонировалось 61 произведение авангардистов, в числе которых были картины, написанные маслом, работы на бумаге, фарфор. На сайте Дома Мантенья сообщается, что выставка предоставляла уникальную возможность увидеть работы всемирно известных художников из частных коллекций, которые ранее нигде не демонстрировались. Среди авторов произведений назывались Казимир Малевич, Аристарх Лентулов, Иван Клюн, Наталья Гончарова и другие.
Об этой выставке издание The Art Newspaper Russia поговорило с несколькими российскими специалистами, которые не видели саму экспозицию, однако рассмотрели каталог с репродукциями произведений. В частности, свой комментарий дал искусствовед Андрей Сарабьянов, один из авторов Энциклопедии русского авангарда, вышедшей в 2013 году. По его словам, итальянская экспозиция не вызывает никакого доверия.
Татьяна Горячева, старший научный сотрудник отдела графики XX века Государственной Третьяковской галереи, заявила, что ей очевидно, что все картины на выставке — подделки. Горячева также отметила, что ситуация с подделками работ авангардистов выходит из-под контроля из-за того, что европейские и американские галеристы «обращаются за консультацией не к признанным специалистам, а к местным знаменитостям». Таким образом, непрофессионалы-эксперты подтверждают фальшивки, которые начинают законным образом проникать на рынок.
Российских коллег поддержал и Джеймс Баттервик, лондонский арт-дилер, по мнению которого «каждая картина — подделка».
На подлинности работ настаивает итальянская сторона: куратор выставки Джанфранко Ферлиси и Джузеппе Мельци, адвокат из миланской юридической фирмы Lexart, представляющий организаторов выставки. По словам последнего, все работы прошли экспертизу в лабораториях Политехнического института Милана и считаются подлинными.
Провенанс работ неизвестен. По словам Ферлиси, картины русских авангардистов были собраны «благодаря чувствительности небольшой, но утонченной группы коллекционеров». Находку произведений итальянец назвал чудом.
Работы художников-авангардистов подделываются достаточно часто. Кроме того, регулярно сообщается о «новых» работах мастеров авангарда, найденных в частных коллекциях. Из-за того, что художники в 1910-1930-х часто меняли место проживания, их «искусство» находят в разных странах. В 2010 вышла монография «Гончарова» английского искусствоведа Энтони Партона, где было опубликовано около 70 подозрительных работ. В 2011 году во Франции вышел каталог-резоне русской художницы, где по словам Андрея Сарабьянова, было около 400 неожиданно возникших произведений.