Депутат Госдумы от ЛДПР Андрей Луговой обратился к генпрокурору РФ Юрию Чайке с просьбой проверить деятельность компании «Яндекс» на соответствие закону «О СМИ». Об этом в четверг, 15 мая, пишет газета «Коммерсантъ», которая располагает копией обращения.
По мнению политика, «Яндекс.Новости» следует приравнять к СМИ. Распространение материалов ведущих российских и зарубежных информационных агентств, считает депутат, «также является распространением массовой информации». Следовательно компания должна соблюдать правила, установленные для СМИ, полагает Луговой.
Депутат пояснил изданию, что «отличий между новостями в топе «Яндекса» и новостями, которые распространяет, например, газета, нет». В случае если Генпрокуратура признает, что сайт под закон о СМИ не подпадает, депутат подготовит изменение в законодательство с тем, чтобы «деятельность ресурса находилась в правовом поле».
Зампред комитета по СМИ в Госдуме Леонид Левин считает, что постановка вопроса Луговым вполне уместна. «Многие люди получают информацию из топа новостей «Яндекса», но при этом на сами ссылки они не заходят. Почему тогда не приравнять «Яндекс.Новости» к СМИ?», — высказал свое мнение Левин.
Этот вопрос поднимался на медиафоруме ОНФ еще 24 апреля. Тогда один из блогеров спросил президента России Владимира Путина: «С одной стороны, это поисковик, с другой — это вроде как СМИ. Топ-5 новостей «Яндекса» просматривают несколько десятков миллионов человек. «Яндекс» при этом не имеет лицензии СМИ и никакой ответственности как СМИ перед законом не несет». Президент ответил, что с компанией «Яндекс» «не так все просто». «Сейчас и в правительстве, и в администрации президента рассматривается вопрос, обсуждается и общественностью, что признавать средством массовой информации, что не признавать», — заявил он.
«Яндекс» заявил, что на главной странице сайта показываются заголовки только из самых авторитетных СМИ, имеющих российскую лицензию. В свою очередь, глава фонда «Общественная экспертиза», бывший секретарь Союза журналистов России Игорь Яковенко сравнил компанию с «Почтой России», которая также служит для распространения, но СМИ не является.