Верховный суд Литвы обязал власти республики вернуть Германии полотно итальянского художника Антонио Кампи (Antonio Campi) «Три Марии у могилы Христа» (Holy Women at the Tomb of Christ), которое было незаконно вывезено оттуда после Второй мировой войны. Кроме того, как сообщает DELFI, суд подтвердил решение нижестоящей инстанции, согласно которому Литва должна передать Фонду прусских культурных ценностей полотно немецкого живописца Адольфа Менцеля (Adolph von Menzel) «Утро пепельного дня» (Aschermittwochmorgen).
Стоимость обеих картин, выставленных в Литовском музее искусств, по данным издания, оценивается в два миллиона литов (почти 580 тысяч евро). Решение ВС окончательное и обжалованию не подлежит.
Тяжба между Литвой и Германией по поводу данных полотен длилась более восьми лет. В 2005 году Германия подала иск с требованием вернуть картины, где указала, что полотно Кампи в 1821-м приобрел прусский король Фридрих Вильгельм III. После войны оно попало в коллекцию литовского актера Винцаса Степонавичюса, которая в 1951 году была конфискована судом в пользу государства.
Картина Менцеля с 1944-го хранилась в подземелье Рейхсбанка в Берлине и пропала после того, как эту часть города покинула Красная армия. Позднее выяснилось, что полотно в 1948 году выкупил Совет министров Латвийской Советской Социалистической Республики у некоего Микалоюса Ромейки за 4450 рублей. О том, что картина Менцеля будет возвращена в Берлин, стало известно в апреле 2014-го.
В Литве новость о передаче полотен восприняли с сожалением. «Таких ценных картин в Литве немного, поэтому, если мы их лишимся, это будет большой потерей», — заявила замдиректора Национального музея искусств Лорета-Мария Мешкелявичене.
Вопрос реституции культурных ценностей в последние годы стоит особенно остро в связи с многочисленными скандалами в СМИ. Наследники владельцев некоторых картин, сейчас хранящихся в музеях, периодически заявляют на них права, что приводит к многомиллионным искам и громким судебным разбирательствам.