Психологический эксперимент швейцарских и американских ученых показал, что нормы и ценности банковской культуры благоприятствуют мошенническим поступкам. Результаты исследования представлены в журнале Nature.
Чтобы выявить, насколько работа в банке поощряет людей быть бесчестными, ученые привлекли в качестве добровольцев 128 сотрудников крупного международного банка. Людей в случайном порядке разбили на две группы. Членов первой подробно опросили об их профессиональных обязанностях. Членам второй, контрольной группы, задавали вопросы общего характера («Насколько часто вы смотрите телевизор?», например).
Потом добровольцам предложили подбрасывать монетку десять раз подряд. Перед каждым броском им сообщали, принесет денежный приз орел или решка. В контрольной группе сообщили о 51,6 процента выигрышных бросков, а в экспериментальной — о 58,2 процента. Как оказалось, четверть участников экспериментальной группы (тем, кому активно напоминали об их профессии) сжульничала. Такой эффект наблюдался только среди банковских служащих: аналогичный эксперимент с участием представителей других профессий не показал скачка в бесчестном поведении.
Ученые понимают полученные результаты так: деловая культура банковской отрасли неявно поощряет жульничество (и это одна из причин, почему люди все меньше доверяют банкам). Исследователи предлагают ввести в отрасли аналог клятвы Гиппократа, а также курсы этики — чтобы банковские служащие задумывались о моральных последствиях своих поступков, а не только о прибыли.