Истинные масштабы кризиса и убытков в авиаотрасли будут понятны в конце марта 2015 года, после подведения итогов зимнего сезона. Тогда и можно будет обсуждать системные меры поддержки всей отрасли. Об этом в интервью «Комсомольской правде» заявил глава «Аэрофлота» Виталий Савельев.
По его словам, банкротства в рыночной экономике — это нормально и дает возможность компаниям развиваться. А работающие в авиакомпаниях специалисты — такого уровня, что они без труда найдут себе работу, считает глава «Аэрофлота». «Но сейчас говорят: правительство поможет всем, всех вытащит. Объясните тогда, какой был смысл работать эффективно? Получается, надо было влезать в авантюры, раздувать флот, брать кредиты, открывать рейсы по всем направлениям. А какая разница?! Ведь государство все равно спасет, покроет твои ошибки за счет стабфонда. Если у нас рыночная экономика, тогда так не делается. На рынке нерентабельные компании банкротятся, их место занимают те, кто не потерял нюх» — говорит Виталий Савельев.
Он также отметил, что необходимая для авиатранспорта инфраструктура в стране развита недостаточно, но при этом в каждом регионе может быть несколько авиакомпаний. «У меня возникает вопрос: зачем при такой инфраструктуре нашей стране 128 авиакомпаний? И зачем мы вопреки экономической логике не даем им банкротиться?», — задается вопросом глава «Аэрофлота».
В качестве примера он привел ситуацию с резким падением спроса на авиаперевозки после 11 сентября 2001 года в США. Тогда американские компании договорились и одновременно остановили работу 25-30 процентов своего парка ВС. В результате сократилось количество судов, а вместе с ними и траты. Благодаря такому решению ни одна авиакомпания в стране не разорилась. «Когда я предлагаю это в России, мне отвечают: нет, это невозможно, у нас же есть антимонопольное законодательство. А вы думаете, в США оно слабее нашего?», — резюмирует гендиректор «Аэрофлота».
По его словам, одна из мер, которая может помочь авиационной отрасли – это возможность передачи ВС иностранным авиакомпаниям. «Мокрый лизинг» (передача самолетов с экипажами в аренду) — также шаг, на который пошли в США для спасения авиаотрасли. «Наши пилоты по закону могут работать за границей. Но почему-то я не могут передать самолет с экипажем в аренду иностранной компании. Почему?», — спрашивает глава «Аэрофлота».
По словам Виталия Савельева, у авиаотрасли должна быть возможность быстро реагировать на изменения на рынке. Если не хватает пилотов — набрать из-за границы. Если на рынке спад — отдать свои самолеты с экипажем иностранцам. «Мы должны иметь возможность это делать быстро, а не ждать, когда законопроекты пройдут определенное количество кругов в Госдуме», — подчеркнул он.
Интервью дано на фоне крайне тревожных трендов для гражданской авиации РФ, которая в январе впервые с 2009 года показала падение пассажиропотока, в том числе среди крупнейших перевозчиков (по данным Росавиации): «Трансаэро» — на 3,8 процента; S7 (Сибирь) — на 2,6 процента; «ЮТэйр» — на 29,3 процента. На падающем рынке только 9 перевозчиков продемонстрировали рост, пять из них входят в Группу «Аэрофлот». Сам «Аэрофлот» увеличил пассажиропоток на 14,1 процента.