МИД Литвы направил ноту российской стороне, в которой пожаловался на трудности, возникшие из-за введения системы платы за проезд по федеральным дорогам для тяжелых грузовиков. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на латвийское агентство Baltic News Service (BNS).
В документе указывается на «недоразумения», связанные с началом функционирования системы «Платон», которая заработала в России 15 ноября. «На пограничных пунктах создались очереди, перевозчики Литвы испытывают неудобства», — говорится в присланном агентству BNS ответе министерства.
В ноте также отмечается, что новая плата за проезд по дорогам не отвечает условиям соглашения между Литвой и Россией о двустороннем сотрудничестве в транспортной сфере от 1992 года, а также соглашения от 1993 года о международном автомобильном сообщении. Этими документами установлено, что перевозчики обеих стран освобождаются от дорожного сбора.
Система оплаты за пользование федеральными трассами для грузовых автомобилей массой свыше 12 тонн была введена в России в середине ноября, что вызвало протестные акции дальнобойщиков по всей стране. Правительство России ранее пошло на уступки: 10 ноября премьер Дмитрий Медведев подписал постановление, которое снижает размер оплаты с изначально запланированных 3,73 рубля до 1,53 рубля за один километр до 29 февраля 2016 года, с 1 марта будут взиматься 3,06 рубля за километр. Кроме того, 24 ноября правительство решило снизить штрафы для владельцев фур за неоплату проезда по федеральным трассам почти в 100 раз — с нынешних 450 тысяч рублей до 5 тысяч.
Собранные с грузовиков средства направляются в Федеральный дорожный фонд. За первый год работы компания-оператор системы «Платон» — «РТ-Инвест транспортные системы» (контрольным пакетом владеет Игорь Ротенберг) — планирует собрать около 40 миллиардов рублей. По данным Росавтодора, по состоянию на 26 ноября в фонд поступило более 470 миллионов рублей.