Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) предлагает Федеральной таможенной службе (ФТС) вскрывать не менее пяти процентов посылок из-за рубежа, чтобы выявлять и уничтожать контрафактную продукцию. Об этом изданию «Коммерсантъ» рассказал президент АКИТ Алексей Федоров.
К переговорам ассоциация планирует подключить и «Почту России». 20 января стороны проведут совместную закрытую логистическую конференцию.
«Потребитель не должен быть наказан: он мог не знать, что покупает подделку. В таком случае вызывается представитель производителя на экспертизу, и, если определена подделка, вещь конфискуется и уничтожается. А дальше потребитель разбирается с продавшей ему товар организацией», — считает Федоров. По его словам, если продавец находится вне юрисдикции России, АКИТ будет обращаться в компетентные органы по месту его нахождения и добиваться наказания в соответствии с местными и международными правилами.
При этом исполнительный директор KupiVIP E-Commerce Services Мирослав Зубачевский считает, что с контрафактом нужно бороться не на стадии, когда потребитель получает свою посылку, а на уровне поставщиков. По его оценке, доля контрафактной продукции в России не превышает 3-4 процентов от оборота, что выглядит «достаточно скромно» по сравнению с другими странами.
В настоящее время таможенники проверяют входящий трафик на местах международного почтового обмена с помощью рентгеновского аппарата. Если у сотрудника есть подозрение или оперативная информация, что в посылке что-то запрещенное (к примеру, наркотики), он может вскрыть ее в присутствии понятых, пояснили в пресс-службе ФТС. Каких-либо нормативов по проверочному вскрытию посылок не существует.
За девять месяцев 2015 года служба задержала контрафакт на 3,5 миллиарда рублей и возбудила 721 дело об административных правонарушениях, из них 699 — за незаконное использование чужого товарного знака и 22 — за нарушение авторских и смежных прав (при параллельном импорте).
За это время таможенные органы выявили 14,2 миллиона единиц контрафактной продукции, что почти на 50 процентов больше, чем в 2013 и 2014 годах. По данным Национальной ассоциации дистанционной торговли и Data Insight, всего в 2015 году в Россию пришло 155 миллионов посылок (рост на семь процентов по сравнению с 2014 годом), объем рынка интернет-торговли составил 10,5 миллиарда долларов, а его трансграничный сегмент вырос до 3,4 миллиарда долларов (из них на долю Китая пришлось 80 процентов).
АКИТ (объединяет крупных российских ретейлеров, включая Ozon, Lamoda, Media Markt, re:Store, «М.Видео», «Спортмастер» и другие компании).