Похищение с угрозой изнасилования или вторжение пришельцев? Суперпродюсер Дж. Дж. Абрамс пробует сыграть на обоих популярных страхах в «Кловерфилд, 10». В других новинках проката Франсуа Трюффо пытается понять Хичкока, Бен Харт и Айс Кьюб — шутить, а Дима Билан — играть в кино.
«Кловерфилд, 10» (10 Cloverfield Lane)
Режиссер — Дэн Трахтенберг
Мишель (Мэри Элизабет Уинстед) мчит по автостраде со слезами на глазах, бутылкой бурбона в бардачке и умоляющим ее вернуться бойфрендом на громкой связи. Автокатастрофа — и очнется она уже в подземном бункере, под капельницей, прикованная к стене за ногу. В дверь войдет хмурый Джон Гудман, начнет нести параноидальные бредни о глобальной атаке, и любой нормальный зритель заподозрит худшее.
На разнообразии возможностей пережить перемену к худшему «Кловерфилд, 10», новое детище продюсера Дж. Дж. Абрамса, и пытается играть. Абрамс сделал себе имя на эффектных сюжетных твистах — и учитывая, что «Кловерфилд, 10» считается вольным продолжением незабвенного «Монстро», не так уж трудно догадаться, во что на втором часу экранного времени превратится до того камерный, ограниченный тремя героями триллер. Спойлеры в таком кино фатальны, заметим лишь, что жанровая метаморфоза фильму удается. Другое дело, что кажется, на ловкие манипуляции с ожиданиями зрителей, на искусственно нагнетенный саспенс и шоковые эффекты все силы режиссера Трахтенберга и Абрамса и уходят. Здесь не обнаруживается ни внятной психологии, ни философии — что, впрочем, можно и не заметить за мастерской игрой на нервах.
«Герой»
Режиссер — Юрий Васильев
Бравые русские офицеры выпивают и играют в карты среди березок — между которых бегает, смущаясь и хихикая, симпатичная дворянская дочь (Светлана Иванова). Без глупостей не обходится — вроде стрельбы по яблокам на холопьих головах — но честь мундира есть кому оберечь: вот к деревцу прислонился поручик Долматов (Дима Билан), и он обязательно вмешается, заодно и девушку поразит. Идут 1910-е, и этой идиллической России вековой давности еще ничто не угрожает — хотя где-то уже и скрипит зубами нувориш-интриган (Александр Балуев). А потом Дима Билан проснется.
В «Герое» больше всего поражает даже не нелепое авторское решение совместить патриотическое ретро с современным сюжетом, где Билан — уже автомеханик, благодаря любви к классике русского автопрома «Руссо-Балту» остро переживающий события столетней давности (возможно, просто так хотелось потрафить русскому автопрому). Нет, самое странное, что именно Билан здесь раздражает меньше всего — на мертвом фоне отчаянно переигрывающих профессионалов его непосредственность, по крайней мере, выглядит живой. Она, впрочем, идет в комплекте с набором настолько штампованных идей, что кажется, их вписывали по разнарядке: Россия в кольце хищников, страна, которую мы потеряли, любовь, пронесенная сквозь века. Все это проговаривается настолько в лоб, что «Героя», лишенного любых мыслей о стиле и форме, можно заподозрить в отсутствии хотя бы элементарной режиссуры. Но постановщик здесь все-таки значится — правда, похоже, главным режиссерским решением Юрия Васильева стал выбор самого себя на эпизодическую (но преисполненную гражданской боли) роль... священника.
«Хичкок/Трюффо» (Hitchcock/Truffaut)
Режиссер — Кент Джонс
Кто не смотрел фильмов Альфреда Хичкока? В современной киноиерархии почти нет коровы священнее — но так было не всегда. Полноценное признание его заслуг, как показывает документалка Кента Джонса, пришло только после публикации в 1966-м тома интервью, взятых у него другим всемирно известным режиссером Франсуа Трюффо. Более того, одноименная книга до сих пор остается наглядным, подробнейшим гидом не только по «Психозу», «Птицам» и «Головокружению», но и по искусству кино вообще. Обо все этом здесь свидетельствуют как полные острот и анекдотов канонические записи разговора двух будущих классиков, так и мелькающие в кадре классики современные — от Скорсезе до Финчера и Уэса Андерсона.
Упоение, с которым фильм Кента Джонса признается в любви Хичкоку, Трюффо, их книге, кино в целом, к счастью, заразительно. Не менее важно, что за полтора блестяще смонтированных часа этой документалке удается передать механизм, с которым Трюффо вскрывает фильмы своего кумира, — разбирая их на кадры и мотивы, подмечая детали и пытаясь понять, как персональные страхи и фетиши могут воплощаться на уровне устройства кино. Это желание препарировать сам киноязык зрителю передается тоже — поэтому вовсе не будет удивительным импульс после финальных титров тут же перечитать книгу и пересмотреть фильмографию Хичкока. Причем всю — «Хичкок/Трюффо» и в киноверсии дарит зрителю не просто заряд любви к кинематографу, но и новую оптику для общения с ним.
«Миссия в Майами» (Ride Along 2)
Режиссер — Тим Стори
По названию для отечественного проката и не скажешь, но вообще-то это сиквел — комедии «Совместная поездка», в которой говорливый олух (Кевин Харт) старательно подмазывался к будущему шурину (Айс Кьюб), лютому копу из Атланты. Два года спустя доверие все еще не то чтобы завоевано — не помогло и поступление в штат полиции. Сблизит горе-родственников все то же — совместная атака на криминал. В этот раз — в лице лощеного драгдилера из Майами, куда вечно препирающаяся парочка отправляется на правоохранительную гастроль.
Оригинальной «Совместной поездке» все же удавалось выжимать юмор из контраста между Хартом и Айс Кьюбом — которые были вместе достаточно смешны, чтобы не обращать внимания на примитивнейшую, даже по меркам жанра комедии о дружбе на службе, постановку. В сиквеле ленится уже не только полагающийся в основном на максимальное количество в кадре девушек в бикини (это же Майами) режиссер — но и его звезды, то и дело всем своим видом демонстрирующие, что лишних усилий сценарий попросту не стоит. Полицейская комедия как таковая вполне имеет право на заход в тотальный фарс — и «Миссия» им как раз притворяется. На деле, правда, это нечто похуже — тотальный, беззастенчивый развод.
«Экстрасенсы» (Solace)
Режиссер — Афонсо Пойарт
Такие фильмы массово снимались в девяностых — и в самом деле, на стадии сценария «Экстрасенсы» одно время позиционировались, как сиквел великого триллера об охоте на серийного маньяка «Семь». Озирались продюсеры и на другой хит того же десятилетия и на ту же тему — что очевидно по тому, как настойчиво дает Ганнибала Лектера Энтони Хопкинс в роли медиума, призванного помочь ФБР в поимке особо опасного рецидивиста. У того, конечно же, обнаруживаются не менее сильные экстрасенсорные способности, чем у разыскивающего его в компании двух агентов пенсионера.
Если бы «Экстрасенсы» просто проходились по всем потертым жанровым клише — от очарованной экстравагантным соратником молодой агентши до жестоких посланий от убийцы на местах преступлений, это было бы полбеды. Но фильм Пойарта подводит еще и апломб, вселенский пафос, с которым здесь совершается каждый жест, произносится каждая фраза и, кажется, даже бьют капли дождя. В сочетании с абсурдным, достойным телетреша (до «Битвы экстрасенсов» не так уж и далеко) сюжетом и озадаченными лицами актеров экстра-класса (кроме Хопкинса, это еще и Колин Фаррелл), эффект чаще всего достигается смехотворный. Создатели той же «Битвы экстрасенсов», надо отдать им должное, хотя бы добиваются его намеренно.