«МегаФон» опубликовал финансовые итоги за второй квартал и первое полугодие 2016 года. По итогам полугодия компания сохранила тренд на повышение ключевых показателей. В частности, «МегаФон» завершил второй квартал с ростом консолидированной выручки и абонентской базы. Консолидированная выручка увеличилась на 3,4 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигла 78 миллиарда 723 миллиона рублей.
Выручка от мобильной передачи данных выросла на 6,3 процента в годовом выражении и достигла 20,687 миллиарда рублей. По итогам полугодия консолидированная выручка увеличилась на 2,5 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 153,873 миллиарда рублей. Выручка от мобильной передачи данных выросла на 10,8 процента в годовом выражении и достигла 41,335 миллиарда рублей.
Выручка от предоставления услуг мобильной связи во втором квартале снизилась на 2,3 процента, до 65,305 миллиарда рублей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года за счет падения выручки от традиционных голосовых услуг под влиянием активного проникновения пакетных тарифов, бесплатных внутрисетевых звонков, введения бесплатного национального роуминга в пакетных тарифных планах, а также снижения цен на услуги в международном роуминге.
Выручка от услуг фиксированной связи увеличилась на 18,4 процента, до 6,309 миллиарда рублей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в результате продолжающегося уверенного роста в сегменте B2G, дальнейшего расширения клиентской базы в сегменте B2B и заключения новых крупных контрактов, а также приобретения компании «ГАРС».
Выручка от продажи оборудования и аксессуаров увеличилась на 78 процентов, до 7,109 миллиарда рублей по сравнению со вторым кварталом 2015 года. «В связи с восстановлением спроса на более дорогие устройства с поддержкой передачи данных мы расширили ассортимент высокоскоростных смартфонов и планшетов в нашей розничной сети, в том числе представленных "МегаФоном" эксклюзивно или на специальных условиях вместе с выгодными пакетами "МегаФона"», — говорится в отчетности. В компании отмечают, что эти инициативы позволили нам нарастить качественную абонентскую базу, а в будущем позволят увеличить лояльность клиентов и повысить потребление трафика передачи данных абонентами.
Объем трафика данных на одного абонента (DSU) вырос благодаря росту популярности мобильного интернета, увеличению количества 4G-устройств в базе и продвижению специальных пакетных тарифов. При этом незначительное снижение ARPDU связано со снижением стоимости пакетов и увеличением объемов включенного трафика в популярной линейке «Все включено».
Показатель OIBDA во втором квартале снизился на 14,9 процента по сравнению с прошлым годом до 29,554 миллиарда рублей. Рентабельность OIBDA составила 37,5 процента по сравнению с 45,6 процента за аналогичный период прошлого года.
Показатель OIBDA по итогам полугодия снизился на 10,3 процента в годовом выражении до 59,801 миллиарда рублей. Рентабельность OIBDA снизилась до 38,9 процента по сравнению с 44,4 процента за первое полугодие 2015 года. Эти данные соответствуют прогнозам компании. Снижение указанных показателей связано с ростом себестоимости в связи с изменением структуры выручки в пользу увеличения веса низкомаржинальных сегментов: услуг фиксированной связи и продаж оборудования.
За отчетный период компании удалось уменьшить чистый долг и сохранить приемлемое соотношение чистого долга к показателю OIBDA. По состоянию на 30 июня 2016 года он составил 167,135 миллиарда рублей.
Консолидированная чистая прибыль во втором квартале 2016 года сократилась на 44,4 процента до 7,234 миллиарда рублей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в результате снижения показателя OIBDA, а также повышенных амортизационных начислений, в связи со вводом в эксплуатацию Единой биллинговой системы и других стратегических проектов компании. «На чистую прибыль также повлиял убыток, относящийся к нашей доли в ассоциированной компании, и дополнительный резерв по налогу на прибыль в связи с налоговой проверкой в Таджикистане», — говорится в отчетности.
Консолидированный CAPEX во втором квартале 2016 года вырос на 2,8 процента, до 12,893 миллиарда рублей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что в целом соответствует ожиданиям.
«Во втором квартале консолидированная выручка "МегаФона" увеличилась на 3 процента по сравнению с прошлым годом, что соответствует прогнозам компании, озвученным в начале года. Тем не менее, усиление конкуренции в отрасли оказало влияние на изменение структуры выручки компании, а также снижение выручки от оказания мобильных услуг связи. Рост выручки произошел, главным образом, за счет продаж абонентского оборудования и сегмента фиксированных
услуг», — прокомментировал операционные результаты генеральный директор «МегаФона» Сергей Солдатенков.
Существенный рост продаж оборудования, по его словам, был обусловлен восстановлением потребительского спроса на фоне стабилизации курса рубля. «В связи с повышением спроса на дорогие устройства мы расширили ассортимент абонентского оборудования, преимущественно A-класса, в наших розничных магазинах и разработали дополнительные выгодные пакетные предложения для стимулирования продаж», — рассказал он. Результатом этих действий стало увеличение объема продаж оборудования и выручки на 78 процентов.
В качестве ответных мер на возросшую конкуренцию, а также с целью сохранения доступности услуг, компания скорректировала стоимость тарифов, увеличив объем услуг в пакетах, а также предоставила в пакетных тарифах бесплатный национальный роуминг и снизила цены на международный роуминг.
«Такое изменение структуры выручки в результате описанных выше коммерческих инициатив, в свою очередь, оказало давление на рентабельность нашего бизнеса. Тем не менее, мы считаем, что значительный рост продаж оборудования, особенно устройств с поддержкой 3G и 4G, приведет к увеличению выручки от услуг мобильной связи в будущем, а наши усилия по
обеспечению доступности услуг мобильной связи улучшат лояльность наших клиентов», — отметил Сергей Солдатенков.
За отчетный период компания нарастила абонентскую базу. «Нам удалось привлечь новых абонентов выгодными тарифными планами и снижением цен по максимальному количеству направлений: увеличены объемы трафика в пакетных тарифах "Все включено", введена опция "МегаБезлимит", в 192 странах мира снижена на базовых тарифах стоимость интернет-трафика», — говорится в сообщении оператора.
Доля «МегаФона» по количеству абонентов также растет: по данным ACM, в первом квартале 2016 года абонентская база «МегаФона» увеличилась больше, чем база других операторов большой тройки год к году (прирост составил 7,2 процента).
Объявленные на годовом общем собрании акционеров дивиденды в размере 35 миллиардов рублей (56,44 рубля на одну обыкновенную акцию или ГДР) будут выплачены в полном объеме. «Несмотря на непростые внешние факторы, наша долгосрочная стратегия вознаграждения акционеров остается неизменной, и объявленные на годовом Общем собрании акционеров дивиденды в размере 35 миллиардов рублей будут выплачены в полном объеме в августе 2016 года», — отметил Сергей Солдатенков. Совет директоров «МегаФона» также рассмотрит вопрос о выплате промежуточных дивидендов в конце 2016 года в зависимости от финансовых результатов компании.
Компания сохраняет озвученный ранее прогноз на 2016 год и ожидает незначительного прироста выручки, показателя OIBDA в диапазоне 120—126 миллиардов рублей, а объема капитальных затрат — в размере, не превышающем 70 миллиардов рублей.