Два корабля ВМФ — большой десантный корабль Балтфлота «Александр Шабалин» и вспомогательное судно «Казань-60» с грузом для Сирии прошли через черноморские проливы в акваторию Средиземного моря. Об этом, как передает «Интерфакс», сообщают турецкие информпорталы, публикующие фотографии прохождения кораблей через Босфор.
Турецкие сайты предполагают, что российские корабли направляются в сирийский порт Тартус, где расположен пункт материально-технического обеспечения ВМФ в Средиземном море. Отмечается также, что, судя по осадке, «Александр Шабалин» и «Казань-60» шли сильно нагруженными.
30 июня 2016 года большой десантный корабль Северного флота ВМФ России «Александр Отраковский» вернулся в главную базу после дальнего похода, длившегося 588 суток. В ходе боевой службы на Средиземном и Черном морях корабль выполнял задачи в рамках «Сирийского экспресса» (операции ВМФ по доставке военных грузов в Сирию), а также участвовал в совместных российско-китайских учениях «Морское взаимодействие — 2015» в Средиземном море.
В мае 2016 года турецкая газета Hürriyet заявила, что на борту российского военного корабля, прошедшего пролив Босфор в районе Стамбула, находились два танка и несколько солдат.
Черноморские проливы Босфор и Дарданеллы играют важную логистическую роль в доставке вооружения в Сирию. Правила морского судоходства через них регулируются международным правом. Анкара имеет право на закрытие проливов только в случае официально объявленной ей войны.
В период проведения антитеррористической операции силами воздушно-космических сил России в Сирии в общей сложности по состоянию на конец ноября 2015 года российские десантные корабли и военный транспорт совершили, по некоторым оценкам, более 60 походов по маршруту «Сирийского экспресса» (в 2014-м таких походов было 46, а в 2013-м — 29).
«Сирийский экспресс», предусматривающий переброску военных грузов на кораблях ВМФ, был создан после инцидента с задержанием коммерческого судна «Алаид», перевозившего в Сирию отремонтированные в России вертолеты Ми-25. Корабли и суда ВМФ, в том числе вспомогательные транспорты, несут военно-морской флаг и в силу этого обладают правом экстерриториальности, что не позволяет арестовать или задержать их по пути следования.