В субботу, 16 марта, на Бали трагически погиб Владислав Мамышев-Монро — художник, которому было 43 года, утонул в бассейне. Влад Монро последние годы жил на индонезийском острове, где чувствовал себя счастливее, чем на родине. Мамышев, начавший свой путь с изображения американской кинодивы, подарившей ему второе имя, с середины 1980-х примерил образы сотни реальных людей и вымышленных персонажей: от Ленина и Иоанна Павла II до Льва Толстого и Барби. Редчайший талант лицедея сделал Монро, входившего в группу Тимура Новикова «Новые художники», культовой фигурой арт-сцены 1980-90-х годов, а имя его стало ассоциироваться с перестроечным духом свободы. Именно в этом и кроется главный секрет самого Монро: он всегда оставался свободным — в мыслях, словах, действиях; и в жизни, и в творчестве, которые были для него неделимы. Мастер перформанса, акционист, человек-шутка, он превратился в классика русского искусства, ироничного и единственного в своем роде. Уникальность Монро была в том, что он мог быть кем угодно, но всегда оставался особенным, говорил по-особенному, думал по-особенному, смешил с легкостью и так же печалил.
Фото: Из серии «Жизнь замечательных Монро», 1996 / Галерея XL
«Мне повезло — у меня удивительный талант стопроцентного перевоплощения. Старые друзья Монро, а это сегодня такая определенная каста в Лос-Анджелесе, состоящая из ее личного парикмахера, гримера, фотографа, которые поддерживают культ поклонения Монро, признают меня лучшим ее воплощением» (Владислав Мамышев-Монро из интервью Art Ukraine, 2012).
Фото: Сергей Борисов / kunstmuseumbern.ch
«Ну а что Монро — она моя богиня-покровительница. Вообще, у меня все разделено на Монро и Гитлера, на добро и зло. И добро всегда побеждает» («Афиша», 2013).
Фото: Из проекта «Любовь Орлова», 2001 / личная страница автора в Facebook
Про Любовь Орлову: «Я ее безумно люблю, знаю всю подноготную, что она была полковником КГБ, знала про расстрелы людей, про многомиллионные посадки в 37 году, одна из немногих, кто был в курсе. И при этом пела с наглой мордой: „Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек“, такой цинизм. При этом ты все равно ее любишь, ты влюбляешься в образ, фантазируешь. Она как маска комедии дель арте, такая Коломбина, нечто вечное, пусть и гипертрофированное, но при этом она сама стала заложницей этой маски» (Frauflueger.ru, 2011).
Фото: mamm-mdf.ru
«Везде, где я оказываюсь, все начинает вертеться вокруг меня» («Афиша», 2013).
Фото: Из серии «Жизнь замечательных Монро», 1996 / Галерея XL
«Если я очень точно, очень удачно перевоплощаюсь в какой-то образ, меня сразу начинают преследовать какие-то мистические события, которые характеризуют сам этот образ» (Журнал «Где», 2004).
Фото: Из серии «Жизнь замечательных Монро», 1996 / artkladovka.ru
«После того как я смог одновременно быть и Монро, и Гитлером, мне уже неинтересно. Я понял, что могу стать кем угодно. Просят выполнять заказы галерей, музеев и журналов — и я демонстрирую свое мастерство. Хотя, конечно, каждый персонаж меня духовно обогащает» («Московский комсомолец», 2013).
Фото: Из серии «Жизнь замечательных Монро», 1996 / Галерея XL
«Мой папа был очень жестокий человек, он нас бросил, когда мне было 12 лет. Он был садист, ловил в деревне какого-нибудь пенсионера-ветерана, который косил траву, и, зная идеально немецкий язык, представлялся фашистом и кричал на старика по-немецки. Он этих бедных крестьян доводил до истерики» (Frauflueger.ru, 2011).
Фото: Из серии «Жизнь замечательных Монро», 1996 / Галерея XL
«Я узнал свою маму в Мэрилин. Мама — Мэрилин Монро, папа — Гитлер, это мои основные ассоциации, которые я переложил на себя. Поскольку это мои родители, я должен воплотить их в идеальном виде» (Frauflueger.ru, 2011).
Фото: Из серии «Жизнь замечательных Монро», 1996 / Галерея XL
«Когда ты понимаешь, что одинаково, абсолютно точно, до невозможности отличить, ты можешь воплотить и плюс, и минус, ты понимаешь, что между ними помещается все остальное человечество, все грани внешностей, характеров, нюансов. Все, что может из себя представлять человеческое лицо, укладывается в эти крайние воплощения. Поэтому дальше пошла уже такая игра» (Frauflueger.ru, 2011).
Фото: Из серии «Жизнь замечательных Монро», 1996 / artkladovka.ru
«Мне интересны архитипические образы, которые сильнее всего вобрали в себя каждую из сторон человеческой природы. Этих граней так много, и я не уверен, что нащупал самые основные» (Frauflueger.ru, 2011).
Фото: личная страница автора в Facebook
«Мне свыше дано чувство времени. Я не анализирую. Мои художественные практики основаны на интуиции. Главное, уверенность в том, что ты все делаешь первоклассно, тогда все работает и получается» («Московский комсомолец», 2013).
Фото: Из серии «Жизнь замечательных Монро», 1996 / Галерея XL
«Вот этот закон – художник должен быть голодным – он странный какой-то… Хотя, возможно, с нынешним здоровым образом жизни художники и голодают, но только, чтобы чувствовать себя лучше, чтобы продолжать творить» («Новости Владивостока», 2008).
Фото: Из серии «Жизнь замечательных Монро», 1996 / Галерея XL
«Я не могу давать какие-то советы для всех. Я гурман, я поселился на Бали, чтобы питаться только мангустинами или пюре из бананов и клубники. Я не хотел бы быть голодным. Мне нравится красивая одежда, мне очень нравится радовать людей роскошными вещами» (Frauflueger.ru, 2011).
Фото: личная страница автора в Facebook
«Я не мучаюсь сомнениями. Говоря без ложной скромности, у меня талант и он безграничен, но и лень моя тоже безгранична» («Личное время», 2004).
Фото: Андрей Далмау
«Перевоплощение в Путина было совершено не по моей инициативе. Это был просто заказ журнала „Артхроника“, и это чудесным образом совпало с митингом и вообще со всей этой историей. В день первого митинга в продажу вышел журнал, куда был прикреплен сложенный постер со мной в образе ВВ. И журналисты с „Эха Москвы“ взяли мой портрет и пошли с ним, как с Николаем II на 9 января. Я сидел в своем доме на Бали и наблюдал, как мой герой плывет над толпой прямо в центре событий» (Polyteatr.ru, 2012).
Фото: trendspace.ru
«Я не идентифицируюсь с Россией. Мне отвратительно то, что там происходит. Но я счастлив, что есть новое поколение, такое прекрасное, которое уже в принципе не устроит некая другая реальность, чем та, за которую они сражаются. И я надеюсь, что у них все получится». (Art Ukraine, 2012).
«Наше время мне напоминает сказку „Три толстяка“: есть такая зажравшаяся элита — и бесчеловечная ситуация с простыми людьми. Веселиться и развлекаться сейчас — это значит быть на стороне этих монстров». («Большой город», 2012).
Фото: личная страница автора в Facebook
«Я устал. И мне кажется, я уже заслужил это право заниматься таким искусством, беспечным, абсолютно юмористическим. Я уже набегался, я делал революционное искусство, я боролся с 1984 по 1991 год. <...> Я был одним из символов перестройки» (Art Ukraine, 2012).
«У меня иногда возникает страшное желание вернуться, пойти по стопам Тимура Петровича Новикова и начинать собирать вокруг себя молодежь, зажигать ее своими идеями, чтобы происходило какое-то движение. Но я пообщался с несколькими молодыми художниками, когда приезжал в прошлом году, и был разочарован, потому что их интересует исключительно момент попадания на рынок. Не возникает какой-то искры или интереса вне этого контекста, это страшно» (Frauflueger.ru, 2011).
Фото: личная страница автора в Facebook
«Абсолютно рабская перед рынком ситуация, причем рынок уже превращается немножко в продолжение вернисажа в Измайлово. Обязательно мы видим реплики с тех или иных западных звезд. Нет никаких самостоятельных явлений. <...> русское искусство — это дешевый вариант того, что не может позволить себе купить бедный человек (Frauflueger.ru, 2011).
Фото: из серии «СтарЗ» / Галерея XL
«Знаете, новая Россия слишком идеологизирована. И эта идеология с советским душком. А главная цель — отнять у человека деньги. Преступная, мелкая, жадная власть» («Московский комсомолец», 2013).
Фото: из серии «СтарЗ» / Галерея XL
«Я в 2007 году понял, что мы потеряли Россию, ее нет. Все, что происходит, возможно, останется как смена эпох, не исключаю, но в целом это жесточайшее разочарование» (Frauflueger.ru, 2011).
Фото: из серии «СтарЗ» / Галерея XL
«Мы ведь все связаны со своей страной — через язык, культуру, общественным строем. Так или иначе творя в этих условиях, в этой стране, ты признаешь существующий порядок вещей законным. <...>Я не считаю себя частью такой структуры» («Московский комсомолец», 2013).
Фото: из серии «СтарЗ» / Галерея XL
«Я очень религиозный человек. И все, что от Бога, то от Бога. А какая-то высосанная из пальца погоня за успехом, за карьерой, еще за чем-то... Это просто игры несвободных людей. А я свободен от всего. Я считаю, что в этом мое призвание» («Птюч», 1995).
Фото: из серии «СтарЗ» / Галерея XL
«Мой учитель грима — Алла Пугачева. В 80-е она поразила мое воображение тем, что закрашивала двойной подбородок не коричневым, а черным гримом, чтобы возникал эффект тени. Она — уникальный художник» («Личное время», 2004).
Фото: из серии «СтарЗ» / Галерея XL
«То, что я сейчас делаю — это исключительно найденный мною компромисс между тем, чтобы делать то, что нравится, и тем, чтобы это было абсолютной гарантией выживания. В данный момент я работаю в технике царапания, к которой обращаюсь, время от времени. И я знаю, что эти мои расцарапанные полотна имеют своих поклонников — за ними даже целая очередь, потому что я редко на них сподабливаюсь» (Art Ukraine, 2012).
Фото: из серии «СтарЗ» / Галерея XL
«Это моя техника. Я ее придумал в каком-то галлюцинозе, где-то в начале 90-х годов. Мне тогда весь мир показался состоящим из мельчайших ниточек, некой сетки...
Фото: из серии «СтарЗ» / Галерея XL
...Я пытался эту сетку изобразить, но никакой краской не мог достичь нужного эффекта — не получалось такой тонкости линии. И потом я пришел к царапанию по фотоэмульсии, и добился желаемого результата» (Art Ukraine, 2012).
Фото: из серии «СтарЗ» / Галерея XL
«Это не поп-искусство. Просто я выбираю кратчайший путь к человеческому сердцу через такие незамысловатые предметы быта, как журнальчики, альбомчики» («Птюч», 1995).
Фото: из серии «СтарЗ» / Галерея XL
«Сначала я с фотографии копирую лицо персонажа, переодеваюсь, встаю перед камерой... А потом — щелчок!... И на несколько секунд сущность входит в мое тело...
Фото: из серии «СтарЗ» / Галерея XL
...Только первые фотографии могут захватить это проникновение. Потом я отрабатываю актерское мастерство. Но только эти секунды — волшебные, я сам не до конца понимаю, как это происходит» («Московский комсомолец», 2013).
Фото: arteria.ru
«Вы не поверите, как мне было тяжело! Мне заливали глицерин в глаза много раз, чтобы слезы текли рекой. Каждый день с этой наклеенной бородой, с очень сложным гримом. На него уходило минимум два часа...
...На Мерилин Монро мне приходится тратить час, а на Достоевского — два! Это ужасно долго! Но, у меня просто задача такая — поместить как бы в себя вселенную, вобрав в себя самые кричащие, самые эгоцентричные образы человечества» (Журнал «Где», 2004).
«Для меня главное в жизни не деньги, а любовь. Любовь моих друзей, близких, людей, которые для меня семья. Но я рад, что галереи продают дорого мои работы, что они вошли в рыночную историю. Но мне это важно потому, что это говорит о качестве моей работы...
Фото: личная страница автора в Facebook
...Как я бегу за новой коллекцией, а некоторые люди бегут в галереи за моей новой почеркушкой. И это замечательно» («Московский комсомолец», 2013).
Фото: личная страница автора в Facebook
«Художнику сложно определиться, чему он служит — смерти или жизни и любви. Я балансирую между этими крайностями. Так много в искусстве символики, связанной со смертью. Это как ком снежный, который катится, собирая по дороге все больше трупов и костей. И зрители видят это нагнетание. Пока не знаю, искусство — это спасительный путь или дорожка в пропасть» («Московский комсомолец», 2013).
Фото: личная страница автора в Facebook
«Мне свыше дано чувство времени. Я не анализирую. Мои художественные практики основаны на интуиции. Главное, уверенность в том, что ты все делаешь первоклассно, тогда все работает и получается» («Московский комсомолец», 2012).
Фото: личная страница автора в Facebook
«Людей я просто безумно обожаю! А ценю откровенность, прежде всего, искренность. А больше ничего и не надо!» (Журнал «Где», 2004).
Фото: из личного архива
«Я был окружен любовью всегда. И даже в армии это чувствовал. Понимаешь, я очень хорошо рисую людей. В армии я каждому солдату, каждому старшине нарисовал портрет. Ко мне очередь стояла: все знали, что рядовой Мамышев из любого делает красавца не хуже Дориана Грея» («Афиша», 2012).
Фото: из личного архива
«Но в отношении лично меня все самое хорошее и важное, что происходит в моей жизни в последнее время, связано с чудесным островом Бали. Я нашел там собаку — вернее, она меня нашла. Я назвал ее Бронечкой — обычная крупная дворняжка, но потрясающей внешности. И вот мы с ней удивительно сроднились, она стала моей семьей. Сейчас она пропала, я думаю, что ее убили — на Бали ведь едят собак» (Art Ukraine, 2012).
Фото: личная страница автора в Facebook
«Возможно, Бали и есть тот самый рай, куда прилетают души умерших людей. Я даже не знаю, почему, но здесь ты делаешься полностью счастливым. Поэтому я здесь и оказался» (Frauflueger.ru, 2011).